Разделы

Бизнес Техника

Нетбуки подложили свинью Microsoft

Аналитики забили тревогу: стоимость ноутбуков стремительно сокращается из-за высокого спроса на нетбуки. Страдают от этого сами производители компьютеров, а также Microsoft, чья выручка снижается вместе с ростом спроса на дешевые компьютеры.

Аналитические компании IDC и Gartner опубликовали предварительные данные о продажах персональных компьютеров в 1-м квартале 2009 г. в мире и в отдельных регионах, где снижение продаж оценивается в 7,1% и 6,5% соответственно. В отчетах неоднократно упоминаются мини-ноутбуки или нетбуки (согласно терминологии IDC и Gartner, это одно и то же). Аналитики охарактеризовали эти компьютеры как некий буфер, смягчивший падение рынка в целом, которое могло бы оказаться более существенным. Однако есть и обратная сторона – высокий спрос на нетбуки привел к снижению средней отпускной стоимости мобильных ПК, а заодно и к снижению маржи.

Высокий спрос на нетбуки отмечается в США, Западной Европе и Японии. Что интересно, эти рынки пострадали меньше всего. В Штатах продажи компьютеров в 1-м квартале 2009 г. в численном выражении сократились всего на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В Западной Европе показатели продаж также практически не изменились, в а Японии снизились на сравнительно небольшие 3,8% (в регионе EMEA, например, они сократились на 10%).

Обычно ASP (средняя отпускная цена) ноутбуков выше, чем у настольных компьютеров. По данным NPD, средняя отпускная цена ноутбука в США в августе 2008 г. составила $689, десктопа – $569 (разница – $120). К январю 2009 г. эти значения сократились до $602 и $533 соответственно. Разница – $69. В феврале средняя отпуская цена ноутбука составила $560 по сравнению с $540 для настольных систем. Разница сократилась до $20. Данные цифры справедливы для компьютеров с Microsoft Windows. Если же проводить сравнение без учета типа операционной системы, то разница будет еще меньше, пишет eWeek.

Нетбуки подвели своих создателей
Нетбуки подвели своих создателей

Сокращение ASP ноутбуков тесно связано с высоким спросом на дешевые системы. По данным IDC, за первые три месяца 2009 г. вендоры поставили 5 млн нетбуков, примерно половину от объема проданных в прошлом году – и это всего лишь за один квартал. Стоимость многих из них составила около $400, другие продавались и вовсе за $300.

По словам старшего аналитика Gartner Микако Китагавы (Mikako Kitagawa), в случае сохранения тенденции наступит день, когда средняя отпускная цена ноутбука окажется ниже, чем у настольного ПК, во всяком случае, в США. При этом, как отмечает аналитик, наиболее негативное влияние нетбуки оказывают на сегмент наиболее дешевых ноутбуков. В основном это касается потребительского рынка, однако внимание к нетбукам уже проявили некоторые компании и образовательные учреждения.

Как оптимизировать затраты на команду и систему управления тестированием
Бизнес

Неудивительно, что рост спроса на нетбуки ведет к сокращению выручки Microsoft. Компания не раскрывает стоимость OEM-лицензий на свои системы, но предполагается, что стоимость такой лицензии за одну копию Windows Vista примерно на $50-60 выше по сравнению с лицензией на Windows XP Home, которая устанавливается почти в каждый нетбук.

Интересно заметить, что за 7 месяцев – с августа 2008 г. по февраль 2009 г. – средняя отпускная стоимость компьютеров Apple в США сократилась всего на $12 с $1524 до $1512. Для сравнения, стоимость ноутбуков с Windows за этот же срок упала на $129 (с $689 до $560).

По мнению экспертов, производители компьютеров вместе с Microsoft должны немедленно вмешаться в текущую ситуацию. Первое, что они могут предпринять для спасения маржи, - запустить рекламные кампании и провести четкую грань между нетбуками и традиционными мобильными ПК. Более сложная, но и более эффективная мера – сделать так, чтобы категория нетбуков исчезла вообще, либо выделить ее в отдельную категорию продуктов с совершенно определенным позиционированием.

Также возможным выходом из ситуации является продажа нетбуков операторами связи с установленными на них субсидиями. Это могло бы быть выгодным как для операторов, так и для покупателей, так как последние будут приобретать компьютеры по более привлекательным ценам. Это приведет к еще большему снижению ASP, однако маржа на компьютерном рынке, где нетбуков уже не будет, начнет увеличиваться, говорят эксперты.

Сергей Попсулин

Короткая ссылка