Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Москва "насытилась" интернет-подключениями?

Москва перестает быть лидером по проценту желающих подключиться к Сети. Согласно исследованию ФОМ, в Москве стало меньше людей, планирующих стать интернет-пользователями через год. Это может говорить о насыщении столичного рынка, где интернетчиками уже является практически половина зарегистрированных взрослых жителей.
Исследование фонда «Общественное мнение» (ФОМ) проводилось в сентябре — ноябре 2006 г. Всего в режиме личного интервью было опрошено 18 тыс. человек в возрасте 18 лет и старше из 63-х областей и республик, 98-и районов, 203-х городских и сельских населенных пунктов РФ.

К «пользователям интернета» эксперты ФОМ отнесли респондентов, которые заходили в интернет хотя бы 1 раз за последние 6 месяцев, таких оказалось 23% опрошенных, что в общероссийских масштабах составляет 26,3 млн человек. По данным отчета, за последние сутки интернетом пользовались 9,5 млн, неделю — 17 млн, месяц — 21,9 млн, квартал — 24,4 млн. Эти показатели непрерывно росли как в абсолютном, так и в относительном выражении с осени 2002 г., увеличившись за это время в 3 раза, а по суточной аудитории — в 4 раза.

Москва остается лидером по количеству интернет-пользователей — здесь проживают 19% российских интернетчиков (4,9 млн человек), в Приволжском регионе — 17% (4,4 млн), в Центральном регионе (без Москвы)- 16% (4,3 млн), в Северо-Западном — 14% (3,6 млн), Южном (12%, 3,1 млн), Сибирском (11%, 2,8 млн). В конце списка — Уральский (7%, 1,8 млн) и Дальневосточный (5%, 1,4 млн) регионы.

Москва — также и лидер по частоте использования интернета. У нее наибольшая доля суточной аудитории — 63% (3,1 млн человек). Этот показатель у Северо-Западного региона составляет 40% (1,4 млн), в России в целом — 36%, в Приволжском регионе — 31% (1,3 млн), в Центральном (без Москвы) — 30% (1,3 млн), Дальневосточном — 27% (0,4 млн), Уральском — 27% (0,5 млн), Сибирском и Южном — по 26% (0,7 млн и 0,8 млн соответственно).

Эксперты ФОМ исследовали резервы увеличения росийской интернет-аудитории. По сравнению с летом они существенно не изменились. В течение 3-х месяцев планируют начать пользоваться интернетом 1% взрослых жителей России, 6-и месяцев — 1%, года — 2% и более года — 3%. Согласно летнему исследованию, 5% населения Москвы желало стать интернет-пользователями за срок более года, и 4% -за год, что делало столицу лидером по потенциалу роста аудитории. Сейчас же практически во всех регионах, включая Москву, 3% не охваченных интернетом жителей хотят подключиться к Сети за срок более года, и 2% — за год. Москва лидирует только по доле желающих подключиться за месяц — 1%, тогда как в других регионах этот показатель равен нулю.

По-прежнему наиболее популярные места пользования Сетью в России — дом и работа (58% и 36%). Для сравнения, летом текущего года эти показатели были равны 57% и 40% соответственно). У друзей, в учебных заведених и интернет-кафе в интернет заходили реже — 16%, 12% и 9% соответственно. Причем, в развитых по проникновению интернета российских регионах пользование домашним каналом интернета происходит чаще, чем рабочим, например, в Москве — 77% и 53% соответственно, на Северо-Западе — 69% и 38% соответственно.

Доля мужчин и женщин, пользующихся интернетом в России, составляет 27% и 20% от общей численности (женщин на 1% больше, чем летом), в Москве — 59% и 51%, в Северо-Западном регионе — 38% и 25%, Дальневосточном — 28% и 23%, Уральском — 24% и 17% соответственно.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Наибольший процент интернет-пользователей — среди молодежи от 18 до 24 лет — 51% в среднем по России. Этот показатель для россиян возрастом 25–34 лет равен 36%, 35–44 лет — 24%, 45–54 лет — 15%, старше 55 лет — 3%. В Москве эти показатели выше для всех возрастов, Сетью пользуются 85% самых молодых взрослых москвичей, 75% лиц возраста 18–24 лет, 65% — 25–34 лет, 53% — 35–44 лет и 18% — 55 лет и старше. Для сравнения, в Сибири 37% пользователей интернета среди жителей возраста 18–24 лет, 30% — 25–34 лет, 16% — 36–44 лет и 2% — 55 лет и старше.

Традиционно среди более образованных россиян интернет-пользователей традиционно больше. Если принять численность аудитории Сети за 100%, то показатели лиц с высшим, средним специальным, средним и ниже среднего образованием в среднем по стране распределятся как 51%, 22%, 18% и 3% соответственно, в Москве — 72%, 49%, 47% и 8%, на Северо-Западе — 60%, 30%, 26% и 6%, в Сибири — 42%, 18%, 14% и 2%, на Дальнем Востоке — 53%, 20%, 26% и 4%. Можно отметить, что в двух столицах пользуется интернетом наибольший процент лиц с высшим образованием.

В среднем по России пользуются интернетом 39% жителей с доходом от 4 тыс. руб на члена семьи, 14% — с доходом от 2,4 тыс. до 3,99 тыс. руб на человека, и 10% — с доходом менее 2,4 тыс. на человека. При этом в Москве 88% пользователей имеют доход от 4 тыс. руб. на человека, 7% — от 2,4 тыс. до 3,99 тыс. руб., и 5% — до 2,4 тыс. руб. Соответственные показатели Дальневосточного региона составляют 82%, 12% и 6%, Северо-Западного — 75%, 12% и 13%, России в среднем — 63%, 21% и 16%, Сибири — 52%, 24% и 23%.

По уровню проникновения интернета Россия с 23% находится на уровне Бразилии и значительно уступает развитым странам — Швеции (77%), Австралии (73%), Великобритании (62%), Германии (61%). Однако по численности пользователей наша страна обходит многие развитые государства, например, Францию (22 млн интернетчиков), Автралию (12 млн интернетчиков) и Испанию (18 млн интернетчиков).