Разделы

Бизнес Телеком Мобильная связь

«Мегафон» наказали рублем за навязчивый АОН

Власти начали штрафовать операторов, подключающих платные услуги без запросов от абонентов. Первым пострадал ростовский «Мегафон», который был оштрафован ФАС на 42,5 млн руб. Оператор с претензиями в свой адрес не согласен.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о наложении ростовским управлением ведомства штрафа в размере 42,5 млн руб. на компанию «Мегафон». Оператор был признан виновным в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг сотовой связи. (Напомним, что «Мегафон» вместе с «Вымпелкомом» и МТС коллективно доминируют на рынке сотовой связи). Сумма штрафа составила 0,01% от выручки «Мегафона» в Ростовской области в прошлом году.

Причиной недовольства ФАС стало подключение без согласия абоненты услуги «СуперАОН», позволяющей определить номер, с которого осуществляется входящий вызов, даже при включенной услуге «АнтиАОН» у звонящего. «СуперАОН» был автоматически подключен более чем у 1 млн абонентов в Ростовской области, при этом информация о подключении данного сервиса была опубликована только на интернет-сайте оператора. С 18 по 27 декабря 2009 г. услуга предоставлялась в бесплатном, пробном режиме, после чего была переведена в платный режим. Абонентская плата за услугу составляет 90 руб. в месяц, правда, уже 1 января 2010 г. «Мегафон» отключил ее для тех абонентов, кто не просил ее подключать.

Выручка оператора от проведенной акции превысила 14 млн руб. По словам главы Ростовского управления ФАС Вадима Корнеева, подобного рода акцией «Мегафон» нарушил права выбора объема и набора дополнительных услуг при пользовании сотовой связью. В «Мегафоне» заявили, что не согласны с такими выводами и будут обжаловать решение ФАС в суде. Представитель оператора также отметил, что вызывает вопросы методика, примененная ФАС для определения размера штрафа.


«Мегафон» оштрафован ростовским управлением ФАС за злоупотребление доминирующим положением

Для российских сотовых операторов автоматическое подключение услуг с бесплатным тестовым периодом и последующим переводом их в платный режим (try&buy) является распространенной практикой. В ряде регионов власти уже наказывали операторов за подобного рода действия, однако денежные штрафы до сих пор не взимались. Например, в прошлом году после требования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) уральский «Мегафон» прекратил подобного рода акцию, проводившуюся в отношении услуги «Замени гудок», и обязался вернуть деньги абонентам. А в Саратовской области акция МТС по подключению услуги «Goodok» стала поводом для проверки со стороны прокуратуры.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Сейчас МТС такие схемы не применяет, заверили в компании. Услуги в режиме try&buy подключаются только в акцептном режиме, то есть после отправки абонентом соответствующих USSD-кодов. В «Вымпелкоме», который год назад не подключал услуги без согласия абонентов, сейчас, напротив, стали прибегать к подобного рода практике. Пресс-секретарь компании Анна Айбашева пояснила, что абонент получает уведомление о переводе услуги из бесплатного режима в платный, и если он не предпринимает действий по отключению услуги, это считается его согласием на ее подключение.

Операторы, подключающие услуги без согласия абонентов, искажают понятие try&buy, считает эксперт CNews Analytics Александр Морошкин. «Try&buy предполагает возможность бесплатного ознакомления абонента с услугой, и только в том случае, если он выражает желание продолжать ей пользоваться, она может быть переведена в платный режим, - говорит аналитик. - Отсутствие у абонента реакции на получение SMS-уведомления о переводе услуги в платный режим нельзя считать согласием, поскольку SMS-сообщение может попросту не дойти». По мнению Морошкина, одного случая наказания ростовского «Мегафона» денежным штрафом не достаточно для того, чтобы операторы отказались от такой практики.

Игорь Королев