Спецпроекты

Каждый третий российский ПК стал мобильным

Бизнес Интеграция
Объем российского рынка персональных компьютеров, включая ноутбуки, за прошлый год вырос почти на 22% и приблизился к отметке в 7 млн. шт, следует из отчета аналитиков Gartner. Тонус рынку задает интенсивный рост продаж ноутбуков: к концу года уже каждый третий проданный компьютер был мобильным.

Суммарный объем продаж ноутбуков и настольных компьютеров (в терминологии Gartner — рынок ПК) в России составил в 2006 г. 6,9 млн. штук, посчитали в Gartner, что практически соответствует его же прогнозным значениям в 6,8 млн. Из них на ноутбуки пришлось 1,88 млн. (рост за год на 62%). Похожие оценки приводит и IDC — 1,86 млн. Первая десятка производителей контролирует около 42% рынка ПК. Возглавляет список компания Acer, которая за 2006 поставила 517 тыс. ноутбуков (продажи ПК составляют пока незначительную часть бизнеса Acer в России) и контролировала, таким образом, к концу года 7,5% рынка. «Мобильные компьютеры — сегмент, где мы закрепились и где не собираемся терять лидерство, — отметил в разговоре с корреспондентом CNews глава российского офиса Acer Глеб Мишин. — Следующим направлением наших инвестиций в текущем году станет развитие продаж настольных компьютеров. В планах Acer — поставить к концу 2007 г. на российский рынок 50-60 тыс. ПК».

Российский рынок ПК (включая ноутбуки) в 2006 году

2005 2006
Производитель Доля рынка Доля рынка Динамика %
Acer 4,7% 7,5% 91,8%
Formoza 8,8% 7,0% -3,2%
Depo Computers 4,6% 4,9% 27,8%
ASUS 3,0% 4,8% 95,9%
Hewlett-Packard 4,2% 4,6% 33,0%
K-systems 4,0% 3,7% 12,5%
Kraftway 3,8% 3,6% 12,7%
Rover Computer 2,2% 3,4% 88,6%
Toshiba 0,9% 2,8% 264,4%
Fujitsu/Fujitsu Siemens 1,7% 2,4% 72,0%
Всего продаж, шт. 5,687,452 6,921,704 21,7%

Источник Gartner

Продажи ноутбуков в четвертом квартале прошлого года составили чуть более 700 тыс., следует из последнего отчета Gartner, что составляет 32,5% от всех поставленных за квартал компьютеров в России. Тройку основных поставщиков, по итогам последней четверти года, составляют компании Acer — 25% рынка, Asus — 18,1% и Toshiba — 13,1%, которая совершила неожиданно сильный рывок, увеличив свои продажи, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 5 раз. По словам Олега Корчагина, специалиста по маркетингу московского офиса Toshiba, рост произошел благодаря «правильно выбранной для работы на российской рынке стратегии и ее последовательной реализации». «Основные продажи ноутбуков Toshiba пришлись на массовый сегмент, в который мы вышли с хорошо сбалансированным предложением, — рассказал CNews г-н Корчагин. — Кроме того, усилив работу розничного направления, к концу года мы были представлены во всех сетях бытовой техники и электроники, включая специализированные компьютерные салоны».

Таким образом, по итогам четвертого квартала вендору удалось войти в тройку лидеров, вытеснив Rover Computer, которая переместилась на четвертое место. «В планах российского представительства Toshiba — закрепиться в первой тройке и наращивать долю рынка, вытесняя с него локальных игроков и расширяя продажи на рынках Балтии, Украины и Казахстана», — отметил Олег Корчагин.

Если Toshiba уже вошла в тройку лидеров, то Dell пока только планирует: по данным того же отчета Gartner, Dell в четвертом квартале 2006 г. смогла увеличить продажи ноутбуков на российском рынке почти в 3 раза и занимает сейчас шестую строчку в списке с рыночной долей в 5,8%. «В наши ближайшие планы входит значительное расширение доли ноутбуков на российском рынке и достижение лидерских позиций в этом сегменте, — отметил Сергей Тарасов, генеральный директор российского представительства Dell . — Цель компании — партнерство с четырьмя крупнейшими розничными сетями Москвы к концу года и охват крупнейших розничных каналов в 2007 г.».

CIO и СTO: как меняется влияние ИТ-руководителей в компаниях?
Новое в СХД

И только на четвертой позиции — российская компания Rover Computers (доля рынка — 12,2%). По словам Аннетт Джамп, аналитика Gartner, Rover показывает рост продаж «вместе с рынком». Очевидно, что быстрорастущий сегмент мобильных ПК привлекает международных вендоров, но появления новых российских игроков в ближайшее время не произойдет, считает Gartner. Отметим, что, например, в Depo Computers рассматривают такую возможность, говоря, что в целом «проект по ноутбукам уже готов». Между тем точка входа на рынок пока не определена, отмечает Сергей Эскин, генеральный директор компании.

Top 10 производителей на российском рынке мобильных ПК в 4 квартале 2006 года

Производители 2005 Q4 % Доля 2006 Q4 % Доля Прирост %
           
Acer   28,2%   24,9% 40,4%
ASUS   16,6%   18,1% 73,8%
Toshiba   4,1%   13,1% 407,1%
Rover Computer   12,8%   12,2% 51,5%
Hewlett-Packard   7,5%   7,5% 58,0%
Dell Inc.   2,8%   5,8% 228,5%
Fujitsu/Fujitsu Siemens   5,7%   4,8% 33,6%
Samsung Electronics   8,0%   3,5% -30,1%
Sony   1,9%   2,8% 132,9%
Lenovo   2,1%   1,6% 22,0%
           
Total Others   10,3%   5,7% -12,6%
           
Всего продаж, шт 441,165 100,0% 700,697 100,0% 58,8%

Источник Gartner