Разделы

Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

ИТ-системы крадут деньги с кредиток

Недавний сбой в информационной системе английской компании New Look вызвал серию так называемых "двойных платежей". Со счетов клиентов, однажды расплатившихся в сети магазинов New Look, повторно были сняты деньги. Сотрудники финансовых структур утверждают, что подобные недоразумения вызваны сбоями в информационных системах. Однако некоторые эксперты полагают, что деньги со счетов могут пропадать и вследствие мошеннической деятельности.
Считается, что оплата кредитными картами достаточно безопасна и удобна, особенно в странах с развитой информационной инфраструктурой. Однако и здесь могут возникнуть пренеприятные происшествия.

Как сообщает издание Silicon.com, одна из клиентов New Look заметила, что по непонятной причине 10 мая текущего года с ее банковского счета были сняты £70. Раньше пострадавшая уже делала покупки на такую же сумму - £70 в одном из магазинов торговой сети, однако с того момента она больше ни разу не посетила New Look.

Когда покупательница сообщила в торговую компанию о пропаже средств, ей вернули деньги обратно и вручили компенсацию в размере £10. Как рассказал один из менеджеров New Look, другие клиенты также пострадали из-за "двойного платежа". Однако он не пояснил, каким образом магазин смог снять деньги с кредитной карты повторно без авторизации и подписи владельца, и посоветовал обратиться в службу безопасности магазина. Представители New Look заявили, что компания не может сообщать подробности о сбое, так как это противоречит законодательству по защите информации.

New Look - сеть магазинов по реализации элитной одежды, дамского белья, обуви - включает в себя более 650 магазинов в Великобритании и Франции. Как считают сотрудники отдела электронной безопасности, именно из-за сбоя оплата покупoк с кредитных карт некоторых посетителей была осуществлена в двойном размере. Специалисты фирмы объясняют происшедшее "технической проблемой с реквизитами кредитной карты", которая и привела к двойным платежам в 30 магазинах сети. Сами транзакции осуществлялись отделением фирмы GE Capital.

Руководитель процессингового центра Банка Москвы Игорь Чучкин рассказал в интервью CNews, что, скорее всего, данный случай действительно произошел по причине ошибки. "Редко, но случаются процессинговые ошибки, которые приводят к "двойным платежам", - пояснил он. – К примеру, иногда техника ошибается, и с одной и той же карты снимают в два раза больше денег. Часто такое случается на терминалах в магазинах".

Однако г-н Чучкин не исключил, что данное происшествие могло быть и мошенничеством, поскольку преступники вполне могут организовать "двойной платеж". "Есть целый разряд мошенничества, когда злоумышленники после оплаты жертвой товара в магазине копируют информацию о карте и после незаконно ее используют, - рассказал г-н Чучкин. – Причем совершенно необязательно знать пин-код карты: многие из них можно использовать без ввода пароля".

Станислав Дарчинов, НКК: Мы имеем все необходимые ресурсы для реализации сложных комплексных проектов
Бизнес

Стоит отметить, что один из последних крупных сбоев банковских информационных систем произошел в России в декабре 2004 года. По информации CNews, тогда в самом крупном банке нашей страны многие клиенты пострадали от "двойных платежей".

Как сообщает «Компания объединенных кредитных карточек», обслуживающая более 70% всех операций с кредитками в России, уровень fraud (незаконных) операций составляет лишь 0,06%. Это, очевидно, ниже, чем на Западе, и причин тому несколько. Во-первых, в России пока не так распространены платежи посредством пластиковых карт. А во-вторых, если на Западе утраченные средства держателям возмещаются, как правило, корпоративными участниками платежной системы (человек не обязан отвечать за несанкционированные им транзакции), то у нас компании к этому не готовы, поэтому контролируют операции куда жестче и в крайнем случае за счет договорных обязательств пытаются избавить себя от компенсации возможных убытков.