Спецпроекты

«Связной» продал Explay

Бизнес Финансовые результаты Техника
Сотовый ритейлер «Связной» продал производителя дешевых гаджетов Explay британской компании Fly за долю ее акций.

Explay продан 

Как стало известно CNews, покупателем компании Explay стал британский производитель популярных в России недорогих мобильников Fly. Об этом CNews рассказали два собеседника издания, работающих на рынке мобильного ритейла и знакомых с ситуацией вокруг бренда Explay.

Explay - это бренд, под которым ЗАО «Эксплей» продавало в России большую гамму собранных в Юго-Восточной Азии недорогих устройств (гаджетов B-класса) - смартфонов, планшетов, навигаторов, видеорегистраторов, плееров, наушников и т.п.

ЗАО «Эксплей» - компания, подконтрольная ритейлеру «Связной». Она была основана при участии нидерландской компании Svyaznoy N.V., и в конце 2014 г. вместе с прочими активами группы «Связной» перешла под контроль Олега Малиса, родного брата президента «Евросети» Александра Малиса.

Президент Fly Суреш Радхакришнан (Suresh Radhakrishnan) отказался прокомментировать информацию о приобретении его компанией Explay, но и не стал ее опровергать.

Официальные представители «Связного», к которым CNews обратился за подробностями сделки, отказались от комментариев. Глава «Связного» Олег Малис в момент подготовки этого материала был недоступен для звонка.

Олег Малис избавился от бренда Explay, но получил долю во Fly

Компания будет закрыта

По информации, имеющейся у CNews, главным активом, который в результате сделки перейдет к Fly, станет собственно бренд Explay. Само ЗАО «Эксплей» будет закрыто.

По словам собеседников издания, знакомых с нынешним положением дел в «Эксплей», к настоящему моменту из компании уже уволена основная часть сотрудников (однако продолжает работать бухгалтерия). Для дальнейшего использования бренда его новые владельцы создадут специальное юридическое лицо.

Источники на рынке, знакомые с ходом сделки, утверждают, что Fly расплатится за покупку со «Связным» пакетом своих акций от 20% до 30%. Как ожидается, сделка будет закрыта в течение ближайших шести месяцев.

Судя по ЕГРЮЛ, до 2015 г. Explay был успешным брендом. По итогам 2014 г. выручка ЗАО «Эксплей» составила p11,4 млрд (рост год к году 33%), а чистая прибыль - p251,1 млн.

Однако, в 2015 г. как Fly, так и Explay начали терять рыночную долю на российском рынке. По данным Gfk, доля Fly на российском рынке в разрезе проданных устройств с января по июль 2015 г. снизилась с 10% до 7%, а доля Explay с 5% до 2% (показав в марте и апреле рост до 6%).

Зачем нужна такая сделка

Рассуждая о смысле этой сделки, аналитик мобильного рынка Михаил Фадеев предположил, что продавая Explay не за деньги, а в обмен на акции Fly, Малисы фактически получили контроль над значительной долей рынка мобильных телефонов.  Хотя юридических прав собственности на Fly у «Евросети» никогда не было, она всегда была основным и бизнесообразующим каналом Fly. В последние годы, по словам Фадеева, больше 60% товарного объема Fly (а по некоторым оценкам и больше 80%) продавалось через «Евросеть». 

Теперь же у братьев Малисов появится, во-первых, юридическое право голоса во Fly, во-вторых, возможность ценовой манипуляции с помощью двух брендов, и при этом бренд Explay опосредованно по-прежнему остался под их контролем. Хотя в реальности Малисы фактически получили группу компаний, так или иначе монополизирующих значительную часть рынка, с формальной точки зрения никакой монополии у них нет, поскольку все компании независимы друг от друга. 

В свою очередь Fly получил в свое распоряжение вполне успешный, сложившийся и прибыльный бренд с хорошей историей и высокой узнаваемостью, говорит Фадеев. Если бы бренд Explay не имел таких финансовых показателей (рост порядка 30% в год и по данным Gfk и долю рынка смартфонов до 6% смартфонов), то вряд ли сделка бы состоялась даже при очень большом желании продавца.



Тема месяца

Обзор: Телеком 2019

Рейтинги CNews

Крупнейшие телекоммуникационные компании России 2019 Крупнейшие поставщики ИТ в телеком 2019

Стратегия месяца

Кто будет управлять облачной частью бизнеса?

Неудивительно, что популярность гибридной модели стремительно растет.