Разделы

Бизнес Аутсорсинг Конференции

Малый бизнес получит свою долю госзаказа

В Государственной Думе состоялся круглый стол «Государственный заказ как фактор развития малого и среднего предпринимательства». Тема вызвала большой интерес у представителей малого бизнеса и органов власти. До начала работы круглого стола в адрес организаторов поступило более 150 обращений и предложений по улучшению условий участия малого бизнеса в размещении государственного заказа.

Открыл круглый стол руководитель фракции «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» Николай Левичев. В своем вступительном слове он отметил, что сфера малого бизнеса, самозанятость – это, в том числе, важнейшее средство борьбы с безработицей. Именно здесь может быть создан мультипликативный эффект, буквально способный вытянуть экономику из рецессии. Далее были названы основные причины низкого уровня участия малого и среднего бизнеса в размещении государственного и муниципального заказа. Этот уровень по доли контрактов, заключённых с субъектами малого предпринимательства, к общей стоимости контрактов по размещённым заказам составляет всего 2,7%; на федеральном уровне – это чуть более 1% и 3,28% – на региональном и муниципальном уровнях.

Участники круглого стола обсудили причины и пути преодоления основных проблем участия субъектов малого бизнеса в размещении государственного и муниципального заказа и высказали конкретные предложения: отменить прямые ограничения участия малого бизнеса в размещении заказов – по максимальной стоимости контракта, по объёму размещения заказа, по номенклатуре товаров, работ и услуг; выработать порядок планирования, правила выделения квот и формирования заказов для их размещения у субъектов малого предпринимательства; предусмотреть проведение оценки квалификации участника размещения заказа по материально-техническим возможностям, по персоналу, и по опыту работы; освободить малое предпринимательство от необходимости вносить обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контрактов «живыми» деньгами; определить механизмы субконтрактного привлечения субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов; обеспечить юридически полноценный документооборот при проведении электронных закупок, а также единое пространство доверия сертификатам ключей электронной цифровой подписи и другие.

Участники круглого стола отметили, что наиболее эффективное и комплексное решение большинства обозначенных проблем возможно через создание и запуск полнофункциональной и высоко автоматизированной системы размещения государственного и муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства, состоящей из типовых электронных площадок, расположенных во всех регионах России. Такая система должна обеспечивать единую сквозную регистрацию участников закупок на всех электронных площадках, а также обладать единым пространством доверия сертификатам ключей ЭЦП и механизмом централизованного сбора и публикации фактической информации о размещении заказа и статистических данных на общедоступном сетевом ресурсе.

Представитель Минэкономразвития России Анна Катамадзе в своих комментариях к выступлениям участников круглого стола с удовлетворением отметила, что Министерство самостоятельно готовит себе статистику для оценки эффективности принятых им решений. Она отметила, что Минэкономразвития России, отвечающее за работу федерального портала закупок, не смогло уйти от ситуации, при которой предыдущая версия этого портала представляла собой, скорее, больше «свалку информации», нежели чем структурированный набор информации. Однако, о мерах, принятых к исполнителям работ по порталу и к заказчикам, принявшим работы, выполненные с недопустимым качеством, ничего сказано не было. Катамадзе также подтвердила, что в текущей версии федерального портала закупок для поиска и получения нужной информации требуются также некоторые трудозатраты и усилия. Однако о снижении трудозатрат и о трудностях ввода информации на федеральный портал ничего сказано не было.

Представитель Минэкономразвития России также высказала позицию своего ведомства, согласно которой, при планировании и реализации проекта ро созданию единого общероссийского портала государственных и муниципальных закупок не учитывались мнения субъектов РФ, их затраты на создание региональных сайтов, электронных площадок и автоматизированных систем государственных и муниципальных закупок, а также не бралось во внимание неизбежное закрытие около 200 электронных площадок, судьба их операторов и разработчиков – малых предприятий, успешно работающих в сфере высоких технологий в течение 8-10 лет.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Что касается вопроса ограничения количества площадок для проведения электронных аукционов, то в Минэкономразвития России убеждены, что электронные закупки – это государственная функция, и на этом основании управление ею нужно монополизировать на федеральном уровне, не предоставляя законного права реализации данной функции Субъектам РФ, лишая их возможности создавать и управлять площадками для проведения электронных закупок в интересах удовлетворения собственных нужд.

В своем заключительном слове Николай Левичев подчеркнул, что последнее изменение законодательства о государственном заказе принято недопустимо поспешно и во многом препятствует участию субъектов малого предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа. Было отмечено, что реализация предложения о создании отлаженного механизма размещения заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства беспечит решение обозначенных задач в едином комплексе. Левичев от имени фракции выразил намерение подготовить ряд поправок в 94-й закон и следить за реакцией предпринимательского сообщества на последние изменения законодательства о госзакупках .

В итоговых рекомендациях круглого стола предложения участников по решению обозначенных задач были конкретизированы в практических изменениях федеральных законов от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, от 8 мая 2009 г. №93-ФЗ, от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ, ряда Постановлений и Распоряжений Правительства РФ.

Круглый стол состоялся по инициативе фракции «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь». Всего в работе круглого стола приняло участие более 200 представителей, включая органы исполнительной власти и местного самоуправления, малый бизнес, депутатов государственной думы.

Татьяна Короткова