Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Русский и китаец - братья навек?

Согласно данным исследования, проведенного компанией CNNIC (China Internet Network Information Center), в Китае в настоящее время 16,9 млн. пользователей интернета. Впрочем, исследовательская компания Gartner Group считает, что CNNIC завысила этот показатель. Результаты исследования китайского сегмента Сети показывают, что ситуация в "Чайнете" напоминает российскую. Так что Рунету может быть интересно взглянуть в свое китайское "отражение".

В настоящее время количество пользователей интернета в Китае (имеются ввиду пользователи, проводящие в Сети минимум час в неделю и просматривающих сайты, не имеющие отношения к электронной почте), по рассчетам Gartner, составляет 12,3 млн. человек. Таким образом, Китай занимает второе место после Японии среди ведущих азиатских интернет-рынков.

Интернет-компании и электронная коммерция появились в Китае всего пару лет назад. Сейчас зарегистрировано уже 99 734 доменов в зоне .cn и 27 289 веб-сайтов, две трети которых - коммерческие ресурсы.

Но можно ли говорить о высокой степени развития интернета в Китае? Хотя в последнее время наметилась тенденция к быстрому росту интернет-пользователей, их доля в совокупном населении страны остается незначительной (1% в Китае к 50% в США). Поэтому, принято считать, что Китай находится на низкой стадии распространения интернета. Кроме того, среднему интернет-пользователю в Китае 25 лет, он является студентом колледжа, его годовой доход - $2 176, тогда как среднему интернет-пользователю в Америке 33 года, у него есть высшее образование, а его ежегодный доход составляет $66 900. Китайские интернет-пользователи не смогут "оплатить" быстрое развитие сети и электронной коммерции. Иными словами, интернет-пользователи в Китае бесперспективны с точки зрения заключения сделок в онлайне. Доходы от электронной коммерции в США в 1999г. достигли $71 млрд., тогда как в Китае - только $6,9 млн. Даже если Китай станет второй в мире страной по количеству пользователей, развитие электронной коммерции в Китае все равно будет отставать от уровня других стран.

Другой проблемой являются кредитные карты. В Китае кредитные карты все еще не пользуются популярностью, что, конечно же, негативно сказывается на развитии электронной коммерции. По всей видимости, понадобится немало времени прежде, чем уровень использования кредитных карт в китайском секторе Сети достигнет уровня западных стран. Помимо этого, существует ряд проблем, связанных с сохранностью личной информации и номеров кредитных карт.

С точки зрения сетевой инфраструктуры встают проблемы низкой скорости работы Сети и высокой стоимости доступа в интернет. В настоящее время в Китае функционирует 6 местных сетей, каждая из которых может работать на международном уровне: CERNET (China Education and Research Network); CHINAGBN (China Golden Bridge Network); CHINANET, CNCNET (China Netcom); CSTNET (China Scientific and Technological Network) и UNINET. Однако их совокупная пропускная способность недостаточно велика.

Также не обеспечена и инфраструктура электронной коммерции. В первую очередь, это связано с нехваткой программного обеспечения для электронной коммерции и отсутствием опыта в этой области. Только у 0,8% из 10 млн. китайских предприятий есть свои сайты. Для большинства из них сайт - это только один из способов распространения информации о компании.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Главной целью заключения сделок в онлайне является экономия времени и денег. В Китае цена в интернет-магазинах может быть действительно конкурентоспособной, но из-за стоимости доставки совокупная цена порой превышает цены в обыкновенных магазинах.

80% интернет-пользователей в Китае имеют высшее образование (общее число выпускников ВУЗов в Китае - 30 млн.). Однако следует ожидать увеличение числа пользователей среди населения страны, не имеющего высшего образования. В этой связи надо принять во внимание, что 80% информации в мировом интернете - на английском языке, тогда как далеко не каждый китаец знает иностранные языки. Для заключения сделок в онлайне требуется умение работы в Сети, тогда как при повышении доли пользователей без высшего образования с этим могут возникнуть проблемы.

Все эти проблемы стоят на пути развития электронной коммерции в Китае. Однако есть и положительные моменты. В условиях наблюдающегося роста экономики Китая правительство сможет инвестировать больше средств в развитие высоких технологий. Участие в ВТО позволит китайским предприятиям в полной мере воспользоваться возможностями интернета для повышения конкурентоспособности, важнейшей из которых является электронная коммерция. В настоящее время наметилась тенденция к росту количества интернет-пользователей, имеющих опыт заключения сделок в онлайне, что свидетельствует о том, что китайцы готовы принять саму концепцию интернет-магазинов.

По прогнозу Gartner Group, большинство из проблем, мешающих развитию интернета в Китае, будут разрешены к 2005г.