Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

"По зубам" ли дантистам системы автоматизации?

Любому руководителю необходимо "видеть" свой бизнес в целом, чему очень способствуют комплексные системы управления, уже давно используемые в медицине. В последнее время все большую популярность приобретают системы для автоматизации стоматологических клиник и отдельных зуботехнических лабораторий. Однако выбрать оптимальное решение непросто.

Выбор решения

Системы для стоматологии условно можно разделить по функциональным возможностям на 2 класса: ориентированные на лечебный процесс и универсальные. Первый тип сфокусирован исключительно на блоке лечения, иные виды учета (материальный, финансовый, страховой, административный) затронуты в нем более чем скромно. Такие комплексы достаточно просто внедряются (по уверениям разработчиков), но в процессе дальнейшего использования работникам клиники приходится вручную выполнять многие расчеты и готовить значительную часть отчетности. На решениях второго класса стоит остановиться подробнее. Наиболее популярными в Российской Федерации являются системы Dental-4-Windows, "Дент", "Инфодент" и MasterClinic.

Часто руководство клиники не понимает, как именно
Часто руководство клиники не понимает, как именно "неосязаемое" ПО может эффективно помочь в решении целого комплекса проблем

По функциональности все они примерно схожи. В каждой системе присутствуют функции, востребованные любой стоматологической клиникой: ведение картотеки пациентов, расписания приема, учета оказанных услуг, ведение истории болезни, расчеты со страховыми компаниями, различные финансовые и статистические отчеты. Последних, например, в MasterClinic насчитывается свыше 150. При этом в некоторых системах, например, в "Дент", часть функций, таких как учет и оформление больничных листов, вынесена за пределы основного программного модуля системы и распространяется за отдельную плату, которая составляет от $ 50 до $ 300.

Однако прежде всего потенциальному покупателю нужно определиться с требованиями к системе, которые во многом связаны с масштабом бизнеса. Приоритеты небольшой частной клиники в 3-4 кабинета будут отличаться от требований крупных стоматологий с сетью филиалов или лечебных учреждений, оказывающих наряду с услугами дантистов также общемедицинские и, например, косметологические. Если в первом случае определяющим является качество реализации стандартного функционала, то для клиентов со сложной организационной структурой на первый план выходят такие задачи, как организация работы нескольких касс и складов, автоматический контроль направлений пациента между специалистами, возможность записи на прием в любой из филиалов сети и т. д.

Некоторые компании-разработчики, например, "АП-Дент" и SDS, системы которых позволяют организовать работу нескольких отделений, имеют в своем арсенале также отдельные пакеты для зуботехнических лабораторий и косметологии. Это может быть удобно при автоматизации поликлиник.

Помимо функциональности и стоимости, при выборе решения для стоматологии важными являются также такие параметры, как требования к аппаратному обеспечению, влияющие на совокупную стоимость владения ПО, техническая поддержка, возможности интеграции с другими программными продуктами. Следует отметить, что системные требования у некоторых рассмотренных выше систем более чем скромные. Так, "Денту" требуется процессор Рentium-III с оперативной памятью 128 Мб и жесткий диск объемом 40 Гб, а для MasterClinic вполне достаточно процессора Celeron-1000 и винчестера на 20 Гб.

Однако в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Так, несмотря на то, что рассматриваемые решения обычно включают в себя возможности управления складскими запасами, расчета заработной платы, интеграция со специализированным бухгалтерским ПО здесь оставляет желать лучшего. "Дент" предусматривает загрузку справочников из "" с помощью отдельной утилиты стоимостью $50. А в MasterClinic взаимодействие с продуктами "1С" возможно только через "Copy/Paste".

Помимо стоимости самой системы, очень важную роль играют до- и послепродажный сервис, возможность для заказчика оперативно получить полный спектр услуг по внедрению системы в клинике – от консультаций по закупке оборудования до обучения персонала. Разработчики или дистрибьюторы рассмотренных систем предлагают услуги по внедрению и адаптации систем к условиям конкретной клиники, а также длительную техническую поддержку, как дистанционно, так и с возможностью выезда специалиста.

Что следует учесть при выборе системы резервного копирования для сложной ИТ-инфраструктуры
Безопасность

Российские разработчики обычно стремятся не только настраивать системы под конкретного заказчика, но разрабатывают дополнительные модули на заказ. При этом регулярно выходят обновления, включающие последние доработки. Частота обновлений меняется в диапазоне от 1 раза в 2 месяца ("Дент", "Инфодент") до 1 раза в неделю, как в MasterClinic. С одной стороны, частые обновления могут быть полезны, так как в данном случае у заказчика всегда установлена последняя версия продукта, а с другой, это может быть не всегда удобно.

Будущее автоматизации стоматологии

В заключение попытаемся оценить тенденции развития автоматизации современных стоматологических клиник на ближайшие 2–3 года. Дальнейший рост конкуренции и появление новых прекрасно оснащенных клиник постепенно приведет менеджмент к пониманию роли современных ИТ в процессе управления. Особо приятно отметить появление в клиниках профессионально подготовленных менеджеров, имеющих специальное бизнес-образование. Наибольшим спросом будут пользоваться решения, которые смогут доказать высокую эффективность вложений в ИТ при солидном успешном опыте работы на этом узком и весьма специфическом рынке. Скорее всего, новые игроки на этом поле не появятся, так как стоимость создания новой системы превышает 500 тыс. евро и занимает несколько лет.

Расширение функций систем автоматизации стоматологии будет идти по следующим направлениям: маркетинг (реализация и дальнейшее совершенствование CRM, SCR, OLAP, BPM), в частности, анализ баз пациентов клиники в целях снижения оттока пациентов и привлечения новых пациентов, внутренний аудит (оценка и контроль лояльности персонала, оценка внутренних резервов, минимизация потерь, расследование внутренних инцидентов), создание комплексов для смежных областей — эстетической стоматологии, косметологии и эстетической медицины.

Никита Лопатин, Setl Group: Как строители контролируют качество с помощью лазерного сканирования

Цифровизация

Уровень ценовых предложений в России будет постепенно выравниваться, и в перспективе средняя стоимость лицензии на 1 рабочее место не превысит $ 250. Ключевым фактором выбора систем станут уровень и качество предоставляемой поддержки, репутация компании-разработчика и, традиционно, инсайдерская информация.

Уровень проникновения ИТ в современные клиники будет повышаться, но вероятная оценка составит не более 30%; для новых клиник следует ожидать более высокого уровня автоматизации – до 50%.

Илья Лившиц

Будущее IT и цифровых коммуникаций обсудят на Толк Шоу Будущее IT и цифровых коммуникаций обсудят на Толк Шоу

erid: 2W5zFH93NQ8

Рекламодатель: Акционерное общество «Производственная фирма "СКБ Контур"

ИНН/ОГРН: 6663003127/1026605606620