Обезличивание ИТ-продуктов: бороться или использовать?
На сегодняшний день коммодитизация (обезличивание товаров)является одной из самых ярких тенденций на рынке наряду с глобализацией. Клиенты становятся все более требовательными, прагматизм побеждает лояльность к продавцу все чаще, уверенней и выразительней. Поставщики более дешевых товаров и услуг приходят к постепенному доминированию на рынках, а цена приобретает роль решающего фактора при покупке. Хотя это не означает, что все рынки стали полностью коммодитизированными, но лишний раз показывает, что почти каждая из областей экономики столкнулась с этим явлением, и компаниям приходится прилагать значительные усилия для обозначения ценности своего товара.Наиболее значимой рыночной тенденцией на сегодня является коммодитизации товаров, представляющая собой процесс потери продуктом или услугой своих уникальных свойств. Например, DSL-модемы появились в нашей жизни не так давно, и уж совсем недавно стали доступны рядовым покупателям по многим параметрам. В середине 90-ых годов прошлого века их использование требовало усилий специалистов по установке и настройке, постоянной технической поддержки, в то время как сам модем были дорогим и редким товаров, выпускавшимся только ограниченным количеством высокотехнологичных компаний-поставщиков. Но оборудование DSL становилось со временем проще и дешевле в производстве, появились образцовые модели, которые стали, с незначительными изменениями в дизайне, выпускаться десятками компаний. Производители постоянно стремились сделать установку и обслуживание доступной обывателю и в результате, по прошествии нескольких лет, ситуация значительно изменилась. И вот сегодня чаще всего покупатель не обращается за модемом к специалистам, а идет в ближайший магазин электроники, и, зайдя в него, встречает на полках множество различных моделей от разных производителей. Впечатленный выбором, он поначалу вчитывается в спецификацию различных моделей, однако, вскоре убеждается, что товары в целом идентичны и тогда он заново обходит полки, но уже в поисках более дешевой модели. Он покупает DSL-модем как товар, потерявший свои уникальные свойства.
Появлению и развитию коммодитизации способствовали многие факторы. Мало кто сейчас согласится оспорить тот факт, что появление и повсеместное распространение Интернет не оказало влияние на развитие коммодитизации. Эта уникальная система сегодня предоставляет возможность компаниям по всему миру эффективно сотрудничать, торгуя и обмениваясь информацией. Новейшие разработки из Америки могут быть в короткие сроки реализованы на заводах Китая, а разработчики программного обеспечения могут работать из своих офисов в восточной Европе с японскими заказчиками. Но для покупателя это не только источник необходимой информации, но и «площадка» для сравнения цен и характеристик товаров и услуг, обеспечивающая его всем необходимым для принятия решения о покупке, позволяющая ему лучше ориентироваться в разнообразных предложениях, доступных на рынке.
Повсеместная автоматизация пришла на помощь производителям и продавцам, заменив, где это было возможно, труд людей на программное обеспечение и аппаратные комплексы различной сложности. Постоянно развивая и объединяя технологии, производители добиваются увеличения доступности данных, информации, знаний, что способствует постепенному исчезновению специализированных профессий, ведет к сокращению издержек, а, следовательно, и к снижению стоимости товара. Консолидация как один из факторов, повлиявших на развитие коммодитизации, выражается в объединении участников рынка с целью создания более дешевых товаров и услуг за счет экономии масштаба, вытеснения более мелких конкурентов, и пресечения попытки появления на рынке новых игроков.
Развитие глобализации не могло не оказать своего воздействия на развитие коммодитизационных рынков. Исчезновение национальных границ, поиск новых ресурсов, быстрое развитие стран Востока и Азии с нарастающей силой продолжает оказывать влияние на исчезновение защиты компаний со стороны государств от более дешевых иностранных конкурентов, подчас не столь скрупулезных в вопросах информационных прав. К списку указанных факторов финансисты добавляют и капитализацию, объясняя это тем, что современные глобальные фондовые рынки, всегда зорко следящие за тенденциями спроса, предпочитают вкладывать деньги только в то, что легко покупается, и, следовательно, коммодитизируется.

На вопросы CNews ответил Дмитрий Куров, исполнительный директор компании Kraftway.
CNews: Согласны ли вы с тем, что на ИТ рынке происходит обезличивание товаров, и главным критерием при покупке выступает цена продукта? К чему все это может привести?
Дмитрий Куров: Коммодитизация происходит с теми группами товаров, которые становятся массовыми и их выпускает большое количество вендоров. Однажды разработанный и выпущенный уникальный продукт со временем становится массовым, его начинают выпускать другие производители, и постепенно происходит повсеместное выравнивание качественных характеристик продуктов и услуг. Тем не менее, технологии не стоят на месте, и на смену продукту «коммодити» приходит новое поколение продуктов, более совершенных, обладающих уже другими потребительскими свойствами. И этот процесс повторяется постоянно. Рынок развивается, появляются инновационные продукты, а инновационный продукт не может быть «коммодити».
Современные информационные технологии обеспечивают потребителям возможность мгновенного и свободного доступа к информации об альтернативных поставщиках и их предложениях. С каждым днем потребителям все сложнее отдавать предпочтение тому или иному товару, обосновывая свой выбор исключительно потребительскими свойствами продукта. Но даже если продукт относится к категории коммодити-продуктов, я не согласен, что главным критерием при покупке выступает цена. В этой ситуации главная роль отводится маркетингу. Начинают конкурировать не продукты, а компании, представляющие их на рынке. Поэтому предприятия, стремящиеся к долгосрочному лидерству, концентрируют свои усилия на создании дифференцирующих факторов: отличительных признаков и свойств своего продукта, которые обеспечивают дополнительную ценность для потребителя. Как пример, сегодня многие успешные компании уделяют особое внимание управлению взаимоотношениям с клиентами, создавая условия для их удержания и лояльности. Ваш продукт может быть и дороже, главное здесь правильно донести по потребителей, что именно этот продукт наиболее полно соответствует их запросам.
CNews: В свете указанной тенденции, считаете ли вы, что у товаров российских производителей есть преимущества, делающие их уникальными и конкурентоспособными?Дмитрий Куров: К сожалению, о российских производителях пока нельзя сказать, что с технической точки зрения их продукты превосходят продукты мультинациональных компаний. Но у них есть другие преимущества. Мы говорим о том, что российские производители лучше знают свой рынок, им проще выстраивать взаимоотношения с заказчиками, они гибче, быстрее реагируют на потребности локального рынка. Для того чтобы понять, что именно нужно российскому потребителю, принять решение о производстве того или иного продукта и организовать достойный сервис, нам требуется гораздо меньше времени, чем мультинациональной компании, где решения принимаются чаще всего в головном офисе в Европе или Америке.