Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

На Байкале тепло без ERP

При построении корпоративной информационной системы в "Иркутскэнерго" пошли по пути автоматизации отдельных бизнес-процессов на базе продуктов "1С". В компании считают, что внедрять полнофункциональную ERP-систему в условиях реформирования отрасли нецелесообразно.

"1С" дошла до розетки

«Автоматизированная система сбыта энергии и расчета с потребителями» (АСУСЭ и РП) внедрена в головном офисе и территориально-распределенной сети отделений и участков фирмы «Энергосбыт». Целями внедрения были: организация единого информационного пространства; создание централизованной и децентрализованной системы управления сбытом энергии (холдинг – предприятие); совпадение данных синтетического бухгалтерского учета и аналитического учета энергосбыта; обеспечение возможности автономной работы отделений и участков; предоставление руководству и персоналу фирмы комплексной, достоверной и оперативной информации о состоянии взаиморасчетов и отношений с потребителями; ускорение прохождения данных о расчетах; усиление контроля над выполнением потребителями договорных обязательств и над деятельностью персонала, занятого в работе с потребителями.

Решение о создании АСУСЭ и РП было принято 2,5 года назад. "Проект шел сверху, а не от "низов" или ИТ-службы. «Низам» не видно, куда идти, - сообщил корреспонденту CNews директор по продаже энергоресурсов «Иркутскэнерго» Борис Розенраух. Аналитики "Энергосбыта" исследовали системы, эксплуатирующиеся в других компаниях отрасли, в том числе зарубежных, оценили стоимость разработки, внедрения и сопровождения. Решение о внедрении решения на платформе "1С" принималось коллегиально акционерами и управленцами, был создан специальный комитет, проведен закрытый тендер. "Год-полтора после принятия решения мы готовились к проекту, из них полгода "причесывали" бизнес процессы. В новой системе работаем чуть больше 6 месяцев", - сообщил Борис Розенраух.

В ходе проекта разработаны и введены в эксплуатацию несколько подсистем на платформе "1С:Предприятие": финансовая, учета расчетов с физическими лицами за потребленную тепловую и электрическую энергию, расчета количества потребленной электроэнергии и тепловой энергии юридическими лицами. Автоматизировано 400 рабочих мест в 12 подразделениях «Иркутскэнерго». Во внедрении принимали участие сотрудники исполнительной дирекции, отдел информационных технологий и ключевые специалисты «Энергосбыта». Подрядчиком по проекту выступил партнер фирмы «1С» компания «Форус».

Специалисты "Форуса" разработали четыре подсистемы АСУСЭ и РП: финансовую, блоки расчета количества потребленной тепловой и электрической энергии юридическими лицами и подсистему учета расчетов с физическими лицами. Многие конфигурации писались с нуля, так как в типовых решениях "1С" нет функционала для сбыта тепловой и электроэнергии. В системе предусмотрена регистрация и учет договорных отношений с потребителями - юридическими и физическими лицами. Ведется расчет количества и стоимости энергии, а также сопутствующих услуг, предоставленных потребителям. Реализован учет и паспортизация оборудования - приборов учета энергии. Кроме того, имеются функции расчета с потребителями-банкротами и должниками, учета судебных исков к потребителям, а также претензий и решений судов. Ведется расчет небалансов отпуска, полезного отпуска, выявляются точки коммерческих потерь электрической энергии в результате ее хищений и самовольных подключений. Предусмотрены планирование, учет и контроль исполнения мер воздействия на потребителей компании за нарушение технических условий подключения и порядка финансовых расчетов.

В результате проекта, по словам руководства "Энергосбыта", появилась возможность эффективно организовать сбытовую деятельность, расширить рамки бизнеса в сторону водоснабжения и водоотведения, предоставления услуг ЖКХ. По мнению руководства, эффективность деятельности специалистов фирмы «Энергосбыт» повышена за счет простоты и доступности информации; получения большей части необходимых данных в режиме реального времени; повышения объективности и достоверности данных и отчетных материалов; оперативности и качества принятия управленческих решений; сокращения трудоемкости подготовки необходимой отчетности; взаимодействия структурных подразделений в рамках единого информационного пространства; повышения надежности хранения и уровня защиты данных; введения унифицированного интерфейса для всех рабочих мест пользователей. Пожалуй, наибольший эффект получили подразделения, занимающиеся непосредственно сбором денег, так как система дает возможность усилить контроль над объемом денежных поступлений и значит, оперативно реагировать в отношении неплательщиков.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Однако в цифрах и метриках эффективность АСУСЭ и РП не была показана. "Это невозможно, так как для этого пришлось бы сравнивать предыдущее состояние с последующим, когда бизнес уже изменился, реформировался, появились новые департаменты, - заявил CNews директор по продаже энергоресурсов «Иркутскэнерго». - Но могу сказать, что без информационной системы для управления филиальной структуры мне нужно было бы иметь целый штаб сотрудников, что влекло бы большие расходы. А так я не имею такого штаба. Кроме того, ИТ-система помогает бороться с человеческим фактором в отношениях с потребителями, когда сотрудник одних любит, других не любит. Меня сегодня ситуация с ИТ в сбыте устраивает, так как есть информация для принятия управленческих решений". По словам Бориса Розенрауха, за финансовые и временные рамки проект автоматизации управления сбытом энергии не вышел.

Сергей Цодиков, директор группы компаний «Форус», считает, что создание АСУСЭ РП - проект класса управления ресурсами предприятия. "Особенностями проекта были автоматизация основной деятельности и масштабность, - сказал он. - Охвачены все бизнес-процессы и рабочие места предприятия по энергосбыту. С нашей стороны во внедрении участвовало 12 человек, со стороны заказчика - 25, проектное управление было очень сложным. Мы применяли спиральную модель внедрения - выпуск нескольких прототипов системы по очереди с нарастанием функционала". Еще одной сложностью, по словам г-на Цодикова была загрузка данных за 5 лет в полном масштабе транзакций. Поддержку АСУСЭ РП заказчик осуществляет самостоятельно, создан центр компетенции с участием "Форуса" для развития системы и ее адаптации под меняющиеся в процессе реформирования бизнес процессы.

В планах иркутского «Энергосбыта» - создание системы автоматического считывания показателей счетчиков тепла и энергии, и их передача через канал беспроводной связи. Сроки внедрения данной системы не определены. "Городские подвалы пока не готовы принять такое оборудование", - отмечает г-н Розенраух.