Спецпроекты

Ловушки корпоративных тарифов: итоги расследования

Телеком SMB SMB Телеком
Корпоративный тариф – это бонус, который предоставляет своим сотрудникам любая уважающая себя компания. Надо признать: это довольно выгодно и очень удобно. Однако иногда появляются и недоброжелательные отклики, жалобы на то, что деньги со счета по тем или иным причинам "утекают". Конечно, в подавляющем большинстве случаев, это не говорит о злом умысле со стороны операторов, однако они зарабатывают немалые деньги на "ловушках" в договорах, о которых и пойдет речь.

Однако можно выделить три основных типа. К первому относятся тарифы, ориентированные на те компании, сотрудники которых много общаются между собой, но мало — с клиентами и партнерами. Это, например, сотрудники частных охранных предприятий, отделов разработки ИТ-компаний и пр. Вторая группа тарифов подходит для большего числа организаций. Это корпоративные планы, ориентированные на то, что абоненты не будут относиться только к рабочей группе. Они отличаются сниженной стоимостью "внешних" звонков или же вовсе унификацией всех вызовов. К третьей группе относятся тарифы, рассчитанные на постоянное пребывание абонента в сети интернет.

В целом, тарифы операторов "Большой тройки" довольно однообразны. Трудно сказать, что кто-то из них совершил или же совершит в ближайшем будущем прорыв в области корпоративной тарификации. Абоненту следует просто разобраться, какой из трех типов тарифов ему больше подходит.

Печальная практика

Однако на практике не все так гладко и красиво, как хотелось бы операторам. Уже довольно давно слышатся голоса клиентов, недовольных корпоративными тарифами. Речь идет, правда, в основном о расходах на мобильный интернет. Приведем несколько примеров. Итак, сотрудница одной риэлторской компании отправилась с ребенком отдыхать в Египет. Дело закончилось грустно: то ли ребенок мультики через интернет смотрел, то ли iPhone просто попробовал погоду и новости обновить, но в компанию пришел счет от оператора "Билайн" на 522 тысячи рублей. Это, конечно, крайний случай. По-моему, уже все знают, что, выезжая за границу, стоит отключать своему телефону все возможности для выхода в и интернет, а уж давать iPhone ребенку — дело и вовсе нестоящее. Однако факт остается фактом: компания- оператор не предупреждает своих абонентов о том, чтобы они "не сушили болонок в микроволновках". А стоило бы, как показывает практика.

Есть еще один скользкий момент, связанный уже не с услугами интернет-доступа, а с обычной телефонной связью. Абоненты подписывают договор о том, что в роуминге взаиморасчеты производятся по мере поступления информации от операторов визитной сети

Выдержка из Правил оказания услуг связи МТС

Прошу предоставить мне возможность пользования услугами радиотелефонной связи в зоне радиопокрытия других операторов связи (Международный и Национальный роуминг). Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с условиями предоставления Международного и Национального роуминга, и, в частности, что: 4. Расчеты за предоставленные услуги в роуминге производятся по мере поступления в АСР сведений об оказанных услугах от других операторов (п. 14.5. Правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи МТС).

Правила оказания услуг связи МТС гласят, что, с одной стороны, "Оператор вправе ограничить Объем предоставляемых Услуг или полностью приостановить предоставление Услуг Абоненту при поступлении в АСР Оператора информации об отсутствии на Лицевом счете Абонента положительного остатка" и, с другой, - "Расчеты за предоставленные услуги в роуминге производятся по мере поступления в АСР сведений об оказанных услугах от других операторов". В итоге получаем следующую ситуацию: при отрицательном балансе на счете абонента могут, но вовсе не обязаны отключить.

При этом абонент, находящийся в визитной сети, информацию по расходованию средств в режиме реального времени получить не может. Он, конечно, рассчитывает на то, что оператор сам отключит ему услуги в момент превращения баланса в нулевой. Но этого не происходит, счет становится отрицательным.

Инвестиции в столичный финтех резко выросли после многолетнего спада
Инновации и стартапы

С этим случаем все понятно: тут сыграла роль общая расслабленность достаточно обеспеченной, по всей видимости, дамы. Но есть и другие эпизоды. Например, такой: CIO небольшой околонефтяной компании решил снабдить своего улетающего на далекий Север коллегу интернетом и купил ему на пробу модем и тариф МТС, правда не корпоративный, для доступа в Сеть. Конечно, он предварительно поинтересовался, точно ли услуга оказывается на федеральном уровне, точно ли нет платы за роуминг и так далее. Сотрудник компании предупредил покупателя, что когда закончатся деньги на счету, абонентская плата все равно будет списываться, так что карту лучше всего заблокировать в тот момент, когда она уже будет не нужна. Незадачливый CIO купил на пробу частный контракт и отправил коллегу с ним в далекую тундру. Через три часа тот позвонил и сообщил, что интернета нет. Никакого, кроме GPRS. И тем более нет 3G с обещанной скоростью. Чуть позже выяснилось, что у человека в тундре на счету осталось 5 рублей из 1400. В процессе выяснения деталей стало ясно, что тариф является безлимитным, только если он куплен в местном областном центре, во всех других случаях капает обычная помегабайтная оплата. Об этом, конечно, клиента никто не предупреждает. Тут клиент разочаровывается и хочет отключить услугу. Но сделать это сложно, так как в этом случае со счета будет ежемесячно списываться 60% от суммы, которая снималась бы при услуге подключенной. В итоге нашелся единственный выход: поменять тариф. Что и было сделано.

Итак, что мы видим? И что тут можно посоветовать? Да, сейчас не начало двухтысячных, когда деньги со счетов просто "уплывали". Сейчас другое время и другие хитрости операторов. Историй, подобных рассказанным, можно вспомнить великое множество, поскольку никто не отменял и никогда не отменит написанное мелким шрифтом внизу контрактов и никто не заставит сотрудников компаний-операторов рассказывать клиентам обо всех подводных камнях услуг. Остается только одно: внимательно читать договора и подробно расспрашивать милых людей в красных, желтых и зеленых униформах.

Полина Борисова/CNews