Разделы

Бизнес

Константин Зайцев: Западный ERP-бренд не гарантия успешного IPO

Не секрет, что, выбирая информационную систему в преддверии IPO, многие компании ограничиваются решениями западных производителей, причем далеко не последнюю роль в этом процессе играет именно бренд. Однако в последнее время набирает силу другая тенденция: игроки стали понимать, что ERP-система – это не более чем инструмент. Сможет компания разместить акции на бирже или нет, не зависит от того, какую систему она использует: западную или российскую. Об отечественной "Системе Alfa", ее разработке и развитии разработчика в интервью CNews рассказал технический директор компании "Информконтакт" Константин Зайцев.

CNews: Вы предлагаете своим клиентам только Систему Alfa? Она всегда одинакова или есть дополнительные модули, сделанные под конкретную отрасль?

Константин Зайцев: Дополнительные модули мы не делаем. Возьмем пример: если мы говорим о модуле управления автотранспортом, то для профильного предприятия это можно назвать "отраслевым" решением. С другой стороны, крупное производственное предприятие в своей деятельности все равно использует процентов пятьдесят функциональности модуля по работе с автотранспортом, потому что у них есть собственный автопарк на 100 машин, поэтому Модуль управления автотранспортом остается частью единой системы. То же самое можно сказать о торговых операциях. Да, требования к выписке первичных документов и прочим операциям в торговых и производственных предприятиях различны. Но это не означает, что должно существовать два совершенно разных модуля управления продажами – просто кто-то использует один функционал, кто другой.

Константин Зайцев: Наш подход позволяет создать действительно адаптированное под предприятие решение, к разработке которого мы по максимуму привлекаем специалистов заказчика
Константин Зайцев: Наш подход позволяет создать действительно адаптированное под предприятие решение, к разработке которого мы по максимуму привлекаем специалистов заказчика

CNews: Многие вендоры при продвижении своего продукта делают упор на реализацию в нем так называемых best practices, о которых мы уже упоминали. Считаете ли вы, что это может быть их конкурентным преимуществом на российском рынке? Насколько, на ваш взгляд, best practices подходят под особенности отечественного рынка?

Константин Зайцев: Безусловно, никто еще не пострадал от приобретения нового опыта, неважно касается он деятельности западных предприятий или российских, решавших вопросы информатизации. Проблема в том, что иногда эти "наилучшие практики" считаются эталоном деятельности компаний, и весь проект развертывания информационной системы, все консалтинговые работы сводятся к внедрению best practices. Зачастую этот подход не приводит российских предпринимателей ни к чему хорошему, и они теряют определенные конкурентные преимущества. Согласитесь то, что ученики художественных училищ изучают классику живописи, еще не значит, что они будут всю жизнь заниматься тем что писать хорошие копии. Однако в любом случае вывод должно сделать руководство предприятий.

CNews: Многие предприятия в процессе выбора решений для автоматизации бизнес-процессов останавливают свой выбор не на единой комплексной системе, а предпочитают интегрировать несколько продуктов, являющихся "best of bread" в своем классе. Насколько, на ваш взгляд, оправдан такой подход?

Константин Зайцев: В настоящий момент можно выделить два типа проектов, когда предприятия внедряют набор приложений "best of bread".

Во-первых, это проекты, где речь идет о предприятиях со специфической производственной деятельностью. Например, авиакомпании, как правило, выбирают определенные системы для управления бронированием и распределением билетов, для учета операций по полетной деятельности и т.д, которые являются лучшими в своем классе. Здесь есть своя "специфика" производства, и ни один - западный или российский – поставщик ERP-систем не будет претендовать на такие специфические решения, поэтому, естественно, выбор данными предприятиями "набора" приложений оправдан.

Иная ситуация, когда мы говорим о проектах на предприятиях с менее выраженной спецификой. Когда на производственном предприятии решают выбрать для управления сбытом и бухгалтерского учета один продукт, для материально-технического снабжения другой, а для обеспечения ремонтов третий, все "лучшие" в своем роде, сразу возникает резонный вопрос: насколько простой для восприятия будет полученная система? Безусловно, с учетом современных средств можно решить все вопросы технической интеграции разрозненных приложений, но сложность такой "сшитой" системы будет очень высока. А сложность ее сопровождения и дальнейшего развития, с учетом с динамики изменения бизнеса, будет еще больше. Следствием этого становится принципиальное увеличение бюджета на развертывание такой системы и ее сопровождение.

Исходя из вышесказанного, на мой взгляд, подход "best of bread" объективно необходим, но только тогда, когда мы имеем дело с определенным типом задач.

CNews: Известно, что методология внедрения Системы Alfa значительно отличается от практики, принятой, например, в Oracle или SAP. В чем особенность вашей методологии?

Константин Зайцев: Безусловно, методики многих крупных компаний схожи между собой в каких-то общих подходах, и мы, разумеется, знакомы с лучшими практиками зарубежных и российских компаний. Однако, исходя из нашего собственного опыта, мы посчитали целесообразным отойти от достаточно популярного метода "большого взрыва" на предприятии, когда сначала семь месяцев пишут документацию, а потом после начала работ переписывают больше половины.

Мы же не пытаемся сделать один раз чертеж, потом сказать, что все, будет только так и так. В рамках первого этапа мы стараемся согласовать с нашим заказчиком общую схему функционирования системы, которая позволит решить задачи, поставленные в начале развертывания проекта. Далее выделяются функциональные области, достаточно независимые друг от друга. Уже в рамках областей и участков производится работа по разработке документации и настройке системы. Фактически уже на этом этапе мы уже понимаем, какие коррективы в регламентах работы потребуются при вводе в промышленную эксплуатацию. С одной стороны, это, по мнению наших оппонентов, ведет к увеличению сроков. А с другой, как я всегда отвечаю клиентам, на переделку 80 % нужен тоже немалый срок, только о нем заранее не говорят.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

И еще один момент. Наш подход позволяет создать действительно адаптированное под предприятие решение, к разработке которого мы по максимуму привлекаем специалистов заказчика. И в процессе развертывания максимально пытаемся передать им наш опыт, потому что, на мой взгляд, информационная система предприятии не должна оставаться неизменной, она должна развиваться. Развиваться на предприятии.

CNews: Каковы обычные сроки внедрения ERP-системы?

Константин Зайцев: Здесь все зависит, прежде всего, от предприятия. В то же время разные ИТ-компании называют сроки от 2 месяцев до 3 лет. Реально на внедрение на предприятиях среднего бизнеса уходит не меньше 6 месяцев, для крупного бизнеса, конечно, период увеличивается. В последнее время у заказчиков изменилось отношение к срокам, все больше и больше клиентов считают, что нельзя серьезно рассматривать предложение о реализации проекта за "смехотворно" короткий срок.

CNews: Каковы предварительные итоги деятельности компании за 2006 год? Какие наиболее яркие моменты вы могли бы отметить за прошедший год в качестве ключевых?

Константин Зайцев: Это год был достаточно успешным для развития нашего бизнеса, я доволен его итогами. Как уже отмечалось, мы начали на производственных предприятиях несколько интересных проектов, которые ориентированны, прежде всего, на решение задач оперативного управления производственной деятельностью, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. Отрадно, что в этом году спрос на такие решения увеличился.

С технической точки зрения, можно также отметить интересный проект по взаимодействию с системой "Российских железных дорог", выполненный нами совместно с компанией "Интеллекс". В рамках проекта организован обмен перевозочными документами между Системой Alfa и системой РЖД, который позволяет исключить использование бумажных носителей. Это один из первых проектов в России, в рамках которого подобная интеграция была проведена в полном объеме.

CNews: Какие планы ставит перед собой компания на ближайшее будущее?

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Константин Зайцев: Что касается Системы Alfa, то мы будем и дальше продолжать работать над расширением функциональности системы, а также над совершенствованием тех управленческих методик, которые в нее заложены, методами, алгоритмами, которые бы позволяли предприятию эффективно решать его управленческие задачи. Это касается абсолютно всех областей, нашедших свое отражение среди составляющих Системы Alfa – это Подсистемы управления логистикой, производством, эксплуатацией, персоналом, конечно же, финансами.

Ольга Захаркина / CNews