ГосИТ: вместо "одного окна" в моду входят МФЦ
Упрощение государственных услуг, которого с нетерпением ждут все граждане страны, предполагалось получить путем реализации концепции "одного окна". "Окно" до сих пор так и не открылось. В 2007 году в МЭРТ поставлена цель ориентации всех проектов по административной реформе на программу "Электронная Россия". Как итог на горизонте появилось понятие "многофункциональный центр оказания услуг". Анализ данной химеры свидетельствует о том, что для современных ИТ-решений места не остается. Вместо интеграции информационных систем ведомств, МФЦ предполагает их совместное размещение в одном здании. По схеме организации получается что-то вроде медицинской комиссии при военкомате.В Челябинской области уже заговорили о неэффективности работы центров "одного окна" и о необходимости реорганизации данной системы. Но это все следствие принципиального непонимания анализируемого явления. И если не избавиться от заблуждения, то и реорганизация может привести в тупик.
Деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями путем введения системы "одного окна" и электронного обмена информацией - это, прежде всего, режим отрегулированных информационных процессов, безусловно, базирующихся на формализованных административных технологиях. В данном случае недостаточно будет одних ИТ-решений. В большинстве случаев понадобится изменение нормативной базы, чтобы снять противоречия и предотвратить дублирование в существующих системах различного учета.
В городе Шахты Ростовской области эффективного взаимодействия между подразделениями добиваются волевыми решениями, которые жизнеспособны, пока есть давление властей
Таким путем возможно использование принципов "одного окна" не только во взаимоотношениях городских ведомств или территориальных структур одного органа власти, а на всех уровнях, через которые проходит заявитель, получая заветные согласования и "юридические факты". К примеру, получение и оформление земельного участка связано с прохождением служб от местного самоуправления до федеральных структур. О первых серьезных успехах системы оказания услуг по принципу "одного окна" мы сможем говорить, когда это произойдет именно с теми услугами, которые связаны с массивными информационными ресурсами федерального значения. Допустим регистрация прав на недвижимое имущество.
Медкомиссия от МЭРТ
Сейчас с подачи Министерства экономического развития и торговли, ответственного за проведение административной реформы, идет раскрутка нового бренда – "многофункциональный центр", который, по сути, вбирает в себя элементы уже известных "служб" и "центров". Многие по чуть-чуть этим позанимались, пришла очередь МЭРТ. Хотя там и утверждают, что отсутствие соответствующих изменений в законах сдерживает инициативы. Тогда почему реформы не начинаются с изменения законодательства?
Идея некоего центра, объединяющего физически удаленные друг от друга службы, уже хорошо известна в России. Это система медицинского обследования при военкоматах. В одном помещении физически размещены медработники разной специализации. Если ретранслировать этот принцип на иные госуслуги, то ИТ-средства не будут использоваться в полной мере. Армейские разработки в помощь административной реформе!
Еще одной проблемой является нежелание ведомств работать в интересах собратьев по оружию, других органов государственной власти, которые могут быть заинтересованы в информации, обрабатываемой одной структурой в интересах другой. В конечном итоге у всех должна быть одна цель, но ведомственный сепаратизм, увы, создает расхождения в средствах ее достижения. Этот принцип называется "каждый за себя".
Некоторые эксперты отмечают, что службы "одного окна", деперсонифицируя общение с государственными чиновниками, создают другую сложность, а именно отстраняют заявителя от понимания смысла услуги и ее значения, превращаются в ширму между человеком и государственным органом. Этого бы не происходило, если бы принципы "одного окна" применялись не как отдельная надстройка, а как стиль работы каждого органа в отдельности, в который непосредственно обращался гражданин, а не в специализированную службу.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть еще один типичный недостаток. Существование "одного окна" в буквальном смысле этого слова как одной точки входа для подачи документов. Министерство по налогам и сборам, часто занимающее лидирующие строчки рейтингов по расходам на информатизацию, свою деятельность по регистрации юридических лиц проводит в одном месте для всей Москвы.
Рекламируемые "пилотные площадки", в разной степени отражают перспективу инноваций в бюрократическом секторе. Власти подмосковного Зеленограда представили заслуживающую внимания модель, но не смогли избавиться от классической в данном случае отдельной службы, просеивающей нужды заявителей и требования государственных служащих. Фактически то, что в упомянутой модели названо службой "одного окна", является общей системой информационного обмена органов и может строиться по тому же принципу, но только вместо службы, должна быть единая распределенная система информационного взаимодействия, технология построения которой уже не нова в российской практике.
Надо признать, что в России интеграторами ИТ и консалтинговыми кампаниями разработано на сегодняшний день большое количество документов и методик электронного документооборота как для внутриведомственного, так и для внешнего взаимодействия. Тех, кто берется участвовать в подобных работах не мало, но государственные и муниципальные структуры крайне осмотрительны в экспериментах. Незначительный опыт применения электронно-цифровой подписи лишний раз убеждает, что, даже при наличии законных оснований движение будет неоправданно инертным.
Резюмируя, скажем: итоги 2007 года покажут результат, но содержательная часть многофункциональных центров пока сенсационной интриги не создает, а значит и рынок ИТ будет свободен для экспериментов.
Антон Кураш