ФМС нашла монополиста для гостиничного ПО
В гостиничном бизнесе в последнее время сложилась крайне непростая ситуация: отели обязаны поставить прибывших постояльцев на учет в миграционную службу в течение суток, а специальное ПО не готово. Создание такого решения для гостиниц - золотая жила для любой компании. Однако равноправия здесь нет: миграционная служба Санкт-Петербурга сотрудничает только с одной компанией, не объявляя конкурсов и не проводя тендеров.Еще Юрий Буряк предположил, что в новой системе учета будет задействована электронно-цифровая подпись. "Это ключевой вопрос, потому что использование ЭЦП позволит сделать процедуру полностью дистанционной. Информация о прибывшем туристе будет отправляться в электронном виде в УФМС, ответом на нее будет уведомление о регистрации подкрепленное ЭЦП, которое гостиницы смогут распечатывать самостоятельно", — считает он.
Однако пока нет никаких предпосылок для прояснения летних перспектив туристического бизнеса в Петербурге. Тем не менее, представители УФМС на местах пытаются решить возникшие сложности неофициальными ИТ-решениями. Как рассказали CNews сотрудники одного небольшого отеля, в районном отделении УФМС им выдали необходимое для отчетности ПО, записав его на флэш-карту: "Это простенькая программа, даже без названия. Нам удобно ее заполнять, сотрудникам службы, видимо, удобно получать из нее информацию".
Неизвестно, приедут ли следующим летом в Питер гости, чтобы любоваться белыми ночами и архитектурой города
Еще один участник рынка, пожелавший остаться неназванным, вообще не видит большой проблемы в создании ИТ-решений под нужды гостиниц и ФМС: "В свое время сотрудники нашего отеля, желавшие поехать за рубеж, отправляли данные о себе в электронном виде в рамках договора на консульское обслуживание с МИДом. Не думаю, что здесь технология принципиально отлична. В то же время та программа отлично экономила нам время, обычно затрачиваемое на получение загранпаспорта и визы". Также собеседник CNews выразил уверенность в том, что ситуацию могло бы упростить совмещение нынешнего гостиничного ПО и программ для ФМС.
Тендера не будет
Янина Дудина, руководитель департамента гостиничных решений Reksoft, рассказала CNews, что их компания предлагала разработчикам обменяться протоколами, чтобы совместить системы. "Но навстречу нам не пошли, — сообщила г-жа Дудина, — я думаю, что во всей этой ситуации четко просматривается административное лоббирование интересов разработчиков "официального" ПО. Ведь техническое обслуживание системы, подобной "Гостю", — это золотая жила".
Тем временем, разработчики "Гостя" и Гостиничная ассоциация заверяют, что уже появившаяся к выпуску усовершенствованная версия "Гостя" позволит избежать основных проблем, связанных с новым законом. Разрабатывает "Гостя" компания "Межрегиональный коммуникационный центр" (МКЦ). Как сообщил CNews гендиректор компании Михаил Гусак, "Программа "Миграционный учет", которую сейчас можно скачать в демо-версии на нашем сайте или приобрести в полноценном виде, существенно облегчит жизнь всем сторонам. Если удастся согласовать возможность электронной отметки то, скорее всего, носить в ФМС документы уже не придется", — уверен он.
Помимо этого, г-н Гусак отметил, что часть отелей сама виновата в неудобствах и рисках, связанных с новым законом. "Поскольку все большие гостиницы используют ПО, разработанное не в России, которое часто бывает даже нерусифицированным, дорабатывать его, в связи с новыми требованиями ФМС, также приходится через компанию, расположенную за границей. Естественно, все это существенно замедляет процесс, затягивания могут привести к штрафам", — рассказал он.
На вопрос о том, почему именно МКЦ сотрудничает с ФМС, г-н Гусак ответил: "Так сложилось исторически. Центры разработки ПО для ФМС находятся у нас в стране в Краснодаре, Тольятти, Москве и Санкт-Петербурге. Лоббирование каких-либо корыстных интересов с нашей стороны просто невозможно. Рынок очень вялый, игроков-конкурентов у нас практически нет. К тому же, я отлично помню, как практически все гостиницы в течение полугода никак не реагировали на предложение поучаствовать в обсуждениях перспектив электронного учета постояльцев и попробовать установить "Гостя". Но на этот раз катализатором выступает федеральный закон. Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше".
Тем не менее, никаких тендеров и конкурсов миграционная служба не проводила, заказывая необходимое ПО у компании МКЦ.
Айрат Сибгатуллин, Directum: No-code — это обязательный компонент современной системы КЭДО

"Может еще государственную тайну открыть?"
Между тем, многие не верят, что даже усовершенствованная система учета облегчит работу отелей. "Даже в случае серьезной доработки, гостиницам придется устанавливать две системы себе на компьютер, так как специфической функциональности работы отеля никакая версия "Гостя" не покроет, — считает Янина Дудина, — процедура оформления туристов замедлится, понадобится расширить штат за счет должности сотрудника, отвечающего исключительно за электронное взаимодействие с ФМС. Чтобы этого избежать, необходимо дать нам открытый протокол, указать, какие именно данные и в каком виде нужно предоставлять в ФМС".
На это глава питерского управления миграционной службы ответил следующее: "Это абсолютно невозможно. Мы никого в наши базы данных не пускали и пускать не собираемся. Мы располагаем серьезными объемами конфиденциальной информации, поэтому никакие протоколы никому открывать, конечно, не будем. Может нам еще государственную тайну открыть?".

Следует отметить, что открытие протокола и открытие доступа к базе — совершенно разные вещи. Г-н Гусак также усомнился, что открытие протоколов что-то изменит, так как, по его информации, всего 7 регистрационных реквизитов гостиничного ПО совпадают с требованиями, предъявляемыми формами отчетности ФМС. По его словам, в дальнейшем возможно, что требования к работе ФМС станут такими, что понадобится разработка закрытых крипто-шлюзов, обязательное использование ЭЦП и так далее.
Аналитик компании "Информзащита" Михаил Савельев полагает, что проблема носит общесистемный характер. "Любая организация должна подстраиваться под разные системы отчетности, что, естественно, может быть неудобно, особенно на ранних этапах внедрения решений. И здесь я понимаю ФМС — лучше, чтобы все было "безобразно, но однообразно". Потому что, если каждая гостиница захочет подстроить систему под себя, сразу возникает вопрос: какими средствами она будет это делать? Отдавать эти процессы на самотек ФМС не выгодно, тенденции к унификации со стороны ведомства, определенно, есть, но они и должны быть", — сообщил г-н Савельев. Также он отметил, что дублирование работы гостиницами в данном случае неизбежно. "Классические задачи безопасности не предполагают открытие протоколов, — считает Михаил Савельев, — к тому же сначала предстоит решить вопросы унификации. Потом, договорившись о форматах, появится возможность создания локальной базы данных для электронного обмена информацией между ФМС и гостиницами".
Григорий Васюков / CNews Северо-Запад