Борьба с инсайдерами: подбираем амуницию
Информационная безопасность, как известно, имеет дело с двумя категориями угроз: внешними и внутренними. Именно к последнему типу относятся инсайдеры. Их деятельность в большинстве случаев неумышленна, и именно поэтому ее трудно предугадать и обезвредить. Для этого надо задействовать весь арсенал доступных средств ИБ.Наиболее распространенные каналы утечки относятся к категории неумышленного раскрытия, по причине неосведомленности или недисциплинированности. Это и банальная "болтовня сотрудников", и отсутствие представлений о правилах работы с конфиденциальными документами, и неумение определить какие документы являются конфиденциальными. Умышленный "слив информации" встречается значительно реже, зато в данном случае информация "сливается" целенаправленно и с наиболее опасными последствиями для организации1.
Инсайдеры представляют угрозу, прежде всего, для интеллектуальной собственности организации – одного из ее основных активов. Установление и защита прав на интеллектуальную собственность в настоящее время является важнейшим аспектом любого бизнеса, в особенности малого, являющегося, как известно, оплотом любой здоровой экономики.
Кто угрожает интеллектуальной собственности?
Чтобы выжить на рынке, бизнесу нужно уметь справляться с целой армией разного рода конкурентов. Майкл Лектер в своей книге "Защити свой главный актив" 2 подразделяет их на три категории: "большие парни", "спойлеры" и "пираты".
Оружием инсайдера можется стать любой носитель информации, например, простая флешка
"Большие парни" - это конкуренты, прочно закрепившиеся на рынке. Они располагают значительными финансовыми ресурсами и вкладывают их в маркетинг, исследования и разработки. Они могут получать значительные преимущества от масштабов ведения дела, используя стабильные каналы сбыта, налаженные взаимоотношения с партнерами и хорошую репутацию у потребителей. Хотя "большие парни" обычно проявляют особую щепетильность относительно чужих законных прав на интеллектуальную собственность, они воспользуются любым пробелом в этой области, чтобы обернуть его в свою пользу и попытаться сокрушить конкурента при помощи денег и силы, которой они обладают на рынке.
"Спойлеры" - это конкуренты, представляющие на рынке менее дорогие и худшие по качеству варианты продукции. Они могут сбить цены или вообще разрушить рынок компании. "Спойлер" старается не замечать прав на интеллектуальную собственность, но, получив отпор, научится проявлять к ним уважение.
"Пираты" - это неразборчивые в средствах ребята. Пренебрегая правами на интеллектуальную собственность, они сознательно копируют продукцию или создают путаницу на рынке, сбывая свой товар под видом чужого. Они будут присваивать инвестиции, сделанные в продукцию и товарный знак до тех пор, пока их не остановят 2.
Существуют различные законные и не очень методы конкурентной разведки, но попадает конфиденциальная информация к этим парням, главным образом, через инсайдеров. Это и "халатные" сотрудники, выносящие информацию из офиса для работы с ней дома или в командировке с последующей утерей этой информации, и "жертвы социальной инженерии", дублирующие конфиденциальную информацию на почтовый ящик мошенника, и "обиженные", стремящиеся скомпрометировать работодателя любым способом, и "нелояльные", мечтающие поскорее сменить место работы, прихватив с собой корпоративные ноу-хау, и подрабатывающие или специально внедренные "инсайдеры", передающие секретные планы слияний и поглощений недобросовестным участникам фондового рынка, готовым отвалить за эту информацию "любые бабки".
Поэтому крайне важно минимизировать негативное влияние инсайдеров на бизнес организации путем своевременного их обнаружения, адекватного реагирования, предотвращения "слива" информации и применения к ним дисциплинарных и правовых мер пресечения. Для решения этой непростой задачи придется задействовать весь арсенал доступных средств, включая юридические, организационные и программно-технические механизмы защиты.
Конечно "большие парни", "спойлеры" и "пираты" редко встречаются на рынке в чистом виде. Обычно мы имеем дело с некоторой их комбинацией. Однако к какой бы категории не относился конкурент, самой эффективной защитой от него является правильно заложенный законодательный фундамент прав на интеллектуальную собственность. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, необходимо использовать всю мощь и силу государства - нашего самого главного акционера, всегда стабильно получающего свои дивиденды.
Юридические инструменты
Использование юридических инструментов для защиты интеллектуальной собственности - единственный шанс для малого бизнеса на выживание в конкурентной борьбе с "большими парнями". Эти инструменты включают в себя патентное и авторское право, а также право на защиту товарных знаков и коммерческой тайны. Первые три инструмента используются для защиты прав интеллектуальной собственности на открытую информацию и являются самодостаточными, т.е. не требуют применения каких-либо дополнительных мер. Значительно сложнее обстоит дело с защитой коммерческой тайны, так как основной угрозой здесь является утечка информации, и обусловлена она, прежде всего, фундаментальной природой человека как носителя и распространителя информации.
При решении столь сложной проблемы как защита коммерческой тайны не удастся ограничиться одними юридическими инструментами. Эти инструменты позволяют предотвратить многие неправомерные действия со стороны конкурентов, адекватно на них отреагировать и восстановить справедливость, обрушив на противника всю мощь беспощадной государственной машины. Однако для того, чтобы привести юридические механизмы в действие, необходимо вовремя обнаружить утечку информации и собрать необходимые доказательства.
Механизмы юридической защиты коммерческой тайны могут быть запущены только при определенных условиях. Согласно закону "О коммерческой тайне", права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны, под которым понимаются "правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности".
Таким образом, помимо юридических мер по защите коммерческой тайны, заключающихся главным образом в подписании сотрудниками организации соглашений о конфиденциальности, определении положений по защите коммерческой тайны и соответствующих перечней конфиденциальной информации, должен применяться целый комплекс организационных и программно-технических мер защиты.
Социальный межсетевой экран
Поскольку традиционные средства защиты от несанкционированного доступа оказываются малопригодными для защиты от утечки информации, здесь должны использоваться совсем иные средства, в основе которых лежит введенное кем-то из экспертов понятие "социального межсетевого экрана" (human firewall). Под эти термином понимается совокупность организационных мер информационной безопасности, направленных на работу с персоналом.
Основные принципы и правила управления персоналом с учетом требований ИБ определены в международном стандарте ISO 17799. Они сводятся к необходимости выполнения определенных требований при найме и увольнении работников, повышения осведомленности и применения мер пресечения к нарушителям. Соблюдение этих правил позволяет существенно снизить влияние человеческого фактора, избежать характерных ошибок и, во многих случаях, предотвратить утечку и ненадлежащее использование информации1.