Разделы

Бизнес

"Банк Москвы": Во внешних ИТ-консультантах нет смысла

О стратегии развития ИТ-подразделения, использовании интернет-технологий в банковском бизнесе и проблемах аутсорсинга в интервью CNews рассказывает Александр Мартынов, директор департамента ИТ «Банка Москвы».

CNews: Какую роль занимают информационные технологии в деятельности вашего банка? Можно ли говорить о том, что их влияние на основную деятельность вашей организации увеличивается? Возрастает ли, в связи с этим, статус ИТ-подразделения вашей организации?

Александр Мартынов: Это вопрос философский. Ответов может быть несколько. Все зависит от того, что хочется услышать. Но, вне зависимости от философии, первичным является бизнес или бизнес-подразделения, а ИТ-отдел – это обеспечивающее подразделение со всеми вытекающими отсюда статусами. И это правильно. Задачи перед ИТ ставит бизнес. Мало кого волнует низовая часть информационной системы банка (сервера, каналы связи, системное обеспечение и т.д.), за это медали не дают. Важен функционал. И здесь заложена главная оценка работы ИТ-подразделения со стороны бизнеса.

CNews: Каким образом вырабатывается ИТ-стратегия в «Банке Москвы», насколько она коррелирует с общей стратегией развития?

Александр Мартынов: В классическом понимании «ИТ-стратегии» у нас не существует. Есть стратегия развития бизнеса, есть среднесрочные (2-3года) планы развития бизнеса, также есть среднесрочные планы развития ИТ, основанные на бизнес-планах. Бизнес слабо интересует методы и способы решения ИТ проблем, что является составной частью классической ИТ-стратегии. Есть бизнес-задачи и они должны решаться во вполне конкретные сроки. Это главное. На этом и основываются среднесрочные планы развития ИТ. Вообще говоря, такой подход характерен для большинства компаний, а когда заходит речь о стратегии, то здесь происходит просто подмена понятий.

CNews: Привлекаются ли к разработке ИТ-стратегии внешние консультанты и интеграторы или над этим работает только ИТ-подразделение банка?

Александр Мартынов: Внешние консультанты у нас не привлекаются. В этом нет смысла. Таким консультантам надо хорошо заплатить, потратить на них уйму времени, рассказать, о текущем состоянии ИТ и о бизнес-планах банка. Они не знают и никогда не узнают о принципах управления, принятия решений, как проводить в жизнь многомиллионные затраты на развитие ИТ-инфраструктуры особенно в части общесистемной, с чем бизнес напрямую не сталкивается. Со стороны можно легко предложить кучу отличных идей и планов, при этом, не неся никакой ответственности за их реализацию. Я считаю, что ИТ-стратегия (или долгосрочные планы развития) это святое дело ИТ-директора. И если он не в состоянии ее сформулировать, то его надо менять.

CNews: Рассматриваете ли вы возможность передачи большей части ИТ-сервисов внешней компании на аутсорсинг? Какие проблемы препятствуют этому процессу?

Александр Мартынов: В настоящий момент мы расширяем использование аутсорсинга в нашем банке. Проблема одна – надежность партнера по аутсорсингу. На словах все готовы, ни у кого нет проблем, а как доходит до дела… Один заболел, другой в отпуске, третий в командировке, у четвертого поминки… И все встало. К сожалению, далеко не все компании, предлагающие аутсорсинг, строят именно систему поддержки решения, многие ориентируются на одного - двух человек готовых решать проблемы. А если люди отсутствуют, то нет и решения. Однако есть вопросы, которые не планируется передавать на аутсорсинг: это безопасность, администрирование баз данных и ряд других.

CNews: Требуют ли новые задачи организации увеличения ИТ-затрат? Какие задачи по информатизации стоят на повестке дня сегодня? Что уже решено и является предметом гордости для Вашей организации?

Александр Мартынов: Вся беда в том, что содержание ИТ инфраструктуры – это затратная часть для банка. Прямых доходов нет, есть только расходы. А затраты постоянно растут: новый филиал дополнительные затраты, новый продукт – опять затраты, новый клиент – тоже затраты.

К первоочередным относятся задачи организация доступа клиентов к своим счетам из любой точки присутствия банка, операции доверительного управления, риск-менеджмент. Решено многое: создан центр обработки единых платежных документов за жилищно-коммунальные услуги, разработан принципиально новый формат отделений для работы с физическими лицами (мини-отделение) в основе которого лежат принципиальное новые ИТ-решения, Можно продолжить и дальше.

Эксперты подвели итоги в области ИБ и сделали прогноз на 2022 г.: в тренде будет гибридная работа
ИТ в госсекторе

CNews: Какое место в ИТ-стратегии вашей организации занимают интернет-технологии? Как вы оцениваете перспективы развития интернет-технологий в Вашей организации?

Александр Мартынов: Интернет является составной частью нашей жизни и составной частью бизнеса. Интернет технологии развиваются очень интенсивно, и их использование в банке имеет устойчивую тенденцию к расширению. Есть решения, где интернет является ядром системы, например, «Интернет - банк», т.е. обеспечение доступа клиентов к своему счету, используя интернет-технологии. А может выполнять вспомогательную роль – организация каналов связи между различными точками присутствия банка.

CNews: Единая ERP-система или интеграция нескольких независимых приложений в рамках одной системы. Какой из этих подходов вам ближе и почему?

Александр Мартынов: Здесь о подходах говорить не приходится. Различные направления бизнеса развиваются не синхронно, есть старые традиционные (расчетно-кассовое обслуживание), есть новые (скоринговое кредитование, доверительное управление). Соответственно, не существует, и не будет существовать никогда одной единственной универсальной информационной системы банка, которая могла бы покрыть все возможные виды бизнеса. И поэтому единственный путь – это интеграция независимых приложений. Я в этом не вижу принципиальных проблем. Главное не это, главное, чтобы ИТ-решения не тормозили бизнес.

Как будут дальше развиваться ВКС-решения
Рынок видеоконференцсвязи

CNews: Какая часть потребностей компании в автоматизации бизнес-процессов уже сегодня удовлетворена?

Александр Мартынов: Откровенно говоря, я не считал. И вряд ли это можно сделать. Т.к. для начала необходимо определить, что такое бизнес-процесс. Можно говорить о продукте (например, скоринговое кредитование), а можно о рядовом отчете для ЦБ. По своей сути это разные вещи. Хотя формально и то и другое называется бизнес-процессом. Перед ИТ подразделением постоянно стоят задачи оптимизации уже существующих, и автоматизации новых бизнес-процессов. Причем, зачастую первое гораздо сложней, чем второе.

CNews: Спасибо.

Вакансия CNews Analytics:
Редактор
  • Требования: от 20 лет, коммуникабельность, владение литературным русским языком, успешный опыт работы журналистом/редактором в сфере IT, технический бэкграунд, исполнительность.
  • Основное направление работ: ИТ для органов государственного управления, ИТ для административного управления крупными компаниями.
  • Обязанности: написание и подготовка материалов, интервью; сопровождение проектов; контроль исполнения операций.

Просьба обращаться по адресу.

С другими вакансиями можно ознакомиться здесь.

Подписаться на новости Короткая ссылка