Разделы

Телеком

Андрей Кузнецов: Заменить собственное ИТ-подразделение внешней фирмой очень сложно

На вопросы CNews.ru ответил Андрей Кузнецов, вице-президент, директор по информационным технологиям компании «Вымпел-Коммуникации». В 2003 году предприятие удостоено премии «ИТ-лидер» за успехи в использовании информационных технологий.

CNews.ru: Какую роль занимают информационные технологии в бизнесе вашего предприятия? Можно ли говорить о том, что статус ИТ-подразделения реально увеличивается или пока это только техническая служба в вашей компании?

Андрей Кузнецов: Особенности технологий мобильной связи — отрасли, в которой работает компания «ВымпелКом», таковы, что они включают в себя необходимой частью ИТ-технологии. Бизнес-задачи, в частности, биллинг, также невозможно выполнять без использования мощных информационных систем. Поэтому можно сказать, что ИТ-подразделение играет одну из ключевых ролей в компании.

Компания, в том числе и ее дирекция по ИТ (ДИТ), находится на достаточно высоком уровне зрелости, и 

CNews.ru: Кто занимается разработкой ИТ-стратегии на вашем предприятии: подразделение ИТ или внешние консультанты и интеграторы?

Андрей Кузнецов: ИТ-стратегию мы разрабатываем самостоятельно на основе и в согласии со стратегией компании в целом, что рекомендуется передовой мировой практикой bITa. При этом иногда мы привлекаем внешних консультантов.

CNews.ru: Насколько вырос ИТ-бюджет вашего предприятия за последние несколько лет?

Андрей Кузнецов: Пропорционально росту масштабов бизнеса и росту доходов компании.

CNews.ru: Какая часть ИТ-проектов на вашем предприятии за последние 5 лет была выполнена в установленный срок и уложилась в первоначальный бюджет? Как вы оцениваете этот показатель?

Андрей Кузнецов: Усреднять показатели за 5 лет, не совсем оправдано: жизнь меняется очень быстро. Можно говорить о показателях и тенденциях последних года-двух. В большинстве ИТ-проектов мы не выходим за рамки первоначального бюджета. Ситуация со сроками несколько хуже. Разумеется, проекты, критичные для миссии и бизнеса компании, выполняются, как правило, в срок. Однако, многие проекты, имеющие меньшую значимость, осуществляются дольше, чем запланировано. В отдельные периоды доля просроченных проектов может составлять значительную величину. Мы хорошо понимаем причины этого и принимаем меры для улучшения ситуации. В настоящее время мы создаем офис проектов, что позволит: улучшить планирование в рамках отдельных проектов, правильно распределять ресурсы между проектами, планировать реализацию проектов с учетом их приоритетности и т.д., то есть мы будем более четко управлять портфелем проектов.

CNews.ru: Рассматриваете ли вы возможность передачи большей части ИТ-сервисов внешней компании на аутсорсинг? Какие проблемы препятствуют этому процессу?

Андрей Кузнецов: Вопрос передачи всех ИТ-функций компании или их большей части на аутсорсинг не находится среди актуальных — передача на аутсорсинг не самоцель. Разумеется, в определенных масштабах аутсорсинг используется, в частности, большая часть разработок по крупным бизнес-системам выполняется внешними организациями. Дирекция по ИТ сама нередко привлекает внешних консультантов, разработчиков и т.п. Однако, в целом, заменить собственное ИТ-подразделение внешней фирмой в нашем случае представляется очень сложным и рискованным, хотя время от времени такой вопрос надо себе задавать. Это полезно, так как позволяет нам самим взглянуть на сильные и слабые стороны ИТ-подразделения с точки зрения его конкурентоспособности и соответствия требованиям бизнеса.

Что касается препятствий аутсорсингу, то тут, скорее, надо говорить о факторах, которые требуется принять во внимание при решении вопроса о передаче ИТ-функций в аутсорсинг: ведь, хотя этот процесс в целом считается прогрессивным, это не значит, что аутсорсинг полезен всегда и всем. К таким факторам относятся: надежность и лояльность исполнителей аутсорсинга, наличие и результаты своего и чужого опыта передачи функций в аутсорсинг, развитость рынка услуг аутсорсинга по конкретной функции; финансовые соображения: часто услуги внешних организаций предлагаются по более низкой цене, чем обходится содержание собственных ИТ-подразделений, однако, при этом сложно учесть все финансовые последствия, вызванные передачей ИТ-функций в аутсорсинг, в особенности, в перспективе; различный характер взаимоотношений компании со «своими» и с «чужими»: со «своими» отношения более гибкие, что ведет к сокращению времени на внедрение изменений; сложности переходного периода, если функция уже выполняется собственными силами, и т.п.

CNews.ru: Какая часть потребностей компании в автоматизации бизнес-процессов уже сегодня удовлетворена?

Андрей Кузнецов: Процессы, критичные для миссии и бизнеса компании, автоматизированы практически полностью. Это не значит, что здесь уже все сделано, наоборот, в этих процессах часто происходят изменения, например, появляются новые продукты или изменяются требования бизнеса, что требует от ДИТ постоянных усилий для поддержания высокого уровня автоматизации.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Что касается офисных процессов, то здесь также очень высокий процент автоматизации. В компании минимизирован бумажный документооборот: различного рода служебные записки, заявки, приказы и указания, запросы на изменения и т.п. циркулируют исключительно в электронном виде. Имеются автоматизированные системы для служб по работе с персоналом, юридической и других. Такого рода ИС часто разрабатываются силами ДИТ, причем заявки на такие разработки выполняются довольно быстро.

Работает служба IT Service Desk для приема и обработки сообщений об инцидентах в ИТ-инфраструктуре и заявок на оказание ИТ-услуг, для консультаций пользователей и т.д. Регулярно проводятся опросы пользователей об их удовлетворенности работой ДИТ, показывающие неплохой уровень.

CNews.ru: Единая ERP-система или интеграция нескольких независимых приложений в рамках одной системы. Какой из этих подходов вам ближе и почему?

Андрей Кузнецов: Сейчас в компании внедряется ERP-система. Она заменит несколько уже работающих автоматизированных систем, имеющих отношение, в основном, к бухгалтерии и складскому хозяйству. Понятно, что на первом этапе система покрывает только небольшую часть деятельности компании. Мы находимся в условиях, когда несколько десятков крупных и еще большее число небольших информационных систем работают в одной инфраструктуре, причем многие из этих систем должны работать интегрировано. Таким образом, мы, разумеется, проводим интеграцию между системами, однако говорить о том, что они могут быть объединены все в одно целое не приходится, да это и не требуется.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

CNews.ru: В текущем году ваша организация и вы были удостоены звания «ИТ-лидер». Что вы считаете достижением компании в этой области?

Андрей Кузнецов: Успешное построение централизованной унифицированной ИТ инфраструктуры в России, основанной на единых стандартах, оптимальной с точки зрения затрат.

CNews.ru: Какое место в вашей ИТ-стратегии занимают интернет-технологии? Как вы оцениваете перспективы развития интернет-бизнеса по формуле В2В? Готовы ли вы инвестировать средства в создание подобных систем?

Андрей Кузнецов: Интернет-технологии — один из основных «строительных блоков» инфраструктуры, менеджмент компании уделяет большое внимание этому направлению — это один из основных приоритетов. «Вымпелком» — компания массового обслуживания, и интернет — один из основных каналов взаимодействия. В области B2B мы завершили и ведем ряд чрезвычайно важных и интересных проектов. Самый важный дает возможность третьим организациям предоставлять свой контент абонентской базе «Вымпелкома». Вопрос о готовности инвестировать давно получил ответ делами — мы давно инвестируем.

CNews.ru: Спасибо.