Разделы

ПО Безопасность Бизнес Цифровизация Импортонезависимость

Василий Колосов, «Смартекс»: Любой цифровой продукт — это способ взаимодействия человека с человеком

Мы живем в мире активного развития цифровой индустрии, поэтому сфера ИТ сегодня является одним из самых востребованных направлений на рынке. По данным Московской службы занятости, в сфере ИТ сохраняется высокая потребность в специалистах по кибербезопасности, инженерах компьютерной обработки информации, экспертах в области информатики и вычислительной техники. Мы поговорили с техническим директором компании «Смартекс» Василием Колосовым. Он руководил разработкой и реализацией таких проектов как Олимпиада в Сочи 2014, Picvario — лидером на рынке систем для организации медиаконтента в России, автоматизацией процессов для энергетической компании Worley и многими другими. Василий с нуля запустил более 20 программных продуктов, которыми пользуются крупнейшие компании России. Он рассказал о пути в профессии и важных для себя проектах.

CNews: Василий, расскажите о том, как вы пришли в профессию. Вам всегда была интересна сфера ИТ?

Василий Колосов: Еще с раннего детства я страшно интересовался компьютерами и разработкой. В школе я «болел» программированием и пугал своими знаниями учителей информатики. По-настоящему в сфере ИТ я с 2010 года, тогда мне было 13 лет.
Первый проект по разработке на заказ сделал на первом курсе университета как фрилансер. Я нашел заказчика, который за 14 тысяч рублей хотел сделать, как бы смешно это ни звучало, аналог Facebook. Собрал требования и команду, начал вести клиента, разработал продукт и успешно завершил проект.

Василий Колосов, «Смартекс»: Еще с раннего детства я страшно интересовался компьютерами и разработкой

CNews: Это здорово, что вы так рано заинтересовались этой темой! Как развивалась ваша карьера дальше?

Василий Колосов: На третьем курсе института я работал системным администратором в фотоагентстве Global Look Press. Примечательно, что спустя 9 лет они стали нашим клиентом. Далее я пошел в компанию «Шорткат», где занимался инфраструктурой хранения данных для больших медиа-продакшенов, включая таких крупных игроков, как «Красный квадрат» и «Ред медиа». Позднее мой друг и одногруппник по Бауманке предложил сделать компанию по разработке софта на заказ, так я и пришел в свою текущую профессию и впоследствии создал компанию без инвестиций, которая на протяжении 7 лет растет в среднем на 60% год к году.

CNews: В чем вы видите актуальность разработки цифровых продуктов сегодня?

Василий Колосов: Любой цифровой продукт, будь то приложение или онлайн-сервис — это в итоге способ взаимодействия с человеком: покупателем, клиентом, сотрудником. Можно позвонить по телефону в колл-центр, отправить бумажное заявление или прийти лично в офис или кабинет, чтобы решить какую-то задачу.

Цифровые приложения предлагают куда более эффективную альтернативу — сделать несколько нажатий на экране телефона, сэкономив свое время и ментальную энергию. То же и с цифровизацией бизнес-процессов: в те места, где раньше вопросы решались длинными цепочками электронных писем и перебрасыванием друг другу Excel-документов, приходят системы, позволяющие эффективнее взаимодействовать участникам рабочих групп, снижать накладные расходы на коммуникацию и оптимизировать трудозатраты на выполнение рабочих задач.

Эти выгоды сейчас очевидны многим компаниям, и главный вопрос уже не в том, нужно ли заниматься разработкой цифровых продуктов для решения подобных задач, а в том, как сделать это таким образом, чтобы добиться максимального улучшения показателей.

CNews: Что самое главное в вашей работе, на чем вы держите фокус?

Василий Колосов: Наш рабочий процесс в своем роде уникальный для компании-аутсорсера за счет того, что мы собираем множество метрик и детальной информации по каждому проекту. Я выстраивал наши внутренние механизмы учета и сбора данных таким образом, чтобы из большого массива информации — от экономических показателей, до планирования ресурсов и фактических трудозатрат — мы могли рассчитывать как стратегически важные показатели, так и углубляться в детали, где это необходимо. Так как в компании я отвечаю за успех реализации проектов по разработке, а это по своему определению является сложной дисциплиной, состоящей из множества очень разнородных процессов, фокус на ключевых показателях помогает мне видеть объективную картину происходящего и быстро идентифицировать проблемы.

CNews: Над какими яркими проектами вам удалось поработать за это время?

Василий Колосов: Самыми значимыми для меня проектами стали Олимпиада в Сочи в 2014 и система управления медиа-активами Picvario. На церемониях открытия и закрытия Олимпиады я обеспечивал технический пайплайн, инфраструктуру рендеринга и всестороннюю поддержку команде визуальных эффектов, которая делала сначала виртуальную модель церемоний, а затем компьютерную графику для ее элементов. В процессе работы мне удалось создать ряд уникальных решений, которые помогали ускорить процесс сборки виртуальной церемонии в соответствии с ее расписанием (таймингами), переключаться между разными камерами, и оптимизировать скорость просчета визуальных эффектов и утилизацию серверных мощностей.

В компании Picvario я руководил разработкой продукта «с нуля» для нашего заказчика, у которого в начале были только идея, инвестиции, и понимание рынка — и далее требовалось реализовать продукт, который бы не просто повторял существующие аналоги, а являлся уникальной разработкой и мог конкурировать на рынке за счет технологических преимуществ Я осознанно уделял особое внимание пользовательскому опыту, применив ряд интерфейсных решений, которые позволяли наращивать функционал, не усложняя работу пользователя, а также механизмам поиска и организации информации — в результате Picvario стала системой, целиком построенной вокруг поиска нужных в данный момент медиа-данных, и эта заложенная в продукт концепция отразилась во всем остальном функционале. Именно такой подход позволил продукту со временем стать лидером в своем сегменте, которым пользуются в наиболее крупных и авторитетных компаниях страны — СМИ, спортивных командах, PR-отделах крупных компаний, и медиа-продакшенах. Наконец, Picvario сейчас выходит и на международный рынок, и продукт уже добился первых успехов в США и ЮАР.

CNews: Василий, вы уже многого достигли. Чем занимаетесь на сегодняшний день?

Василий Колосов: Нужно понимать, что в современных условиях фокус внимания сильно смещен на разработку цифровых продуктов, поэтому теперь каждая успешная компания должна быть, по сути, ИТ-компанией.

На сегодняшний день я создаю новый сервис аутсорсинга, который задаст новый стандарт разработки продуктов на заказ, поможет заказчику находить лучшие команды для продуктовой разработки с максимальной прозрачностью работы и эффективностью расходования бюджета за счет комбинации выверенных процессов.

CNews: Какие советы вы могли бы дать начинающим разработчикам?

Василий Колосов: Для того, кто находится в начале большого пути в мир разработки цифровых продуктов, сразу очевидна проблема курицы и яйца: чтобы делать проекты, нужен соответствующий опыт, а чтобы такой опыт набрать, нужно делать проекты.

Все хотят работать над большими и амбициозными продуктами, но такие требуют наличия сильной команды и, опять же, опыта. В начале своего карьерного пути я брался буквально за любой проект, не думая о бюджете — это и будет главным советом тем, кто только начинает. Сконцентрировавшись на наборе портфолио, вы начнете аккумулировать командный опыт, учиться тому, как вести проект и управлять отношениями с заказчиком. Все то, чему вы научитесь на этом этапе, будет применимо в дальнейшей работе.