Разделы

ПО Бизнес Цифровизация Импортонезависимость Облака

Вадим Злобин, «Систематика Консалтинг»: Будущее за адаптивными системами, которые успевают за высокими темпами изменений

Вадим Злобин, генеральный директор «Систематика Консалтинг» ― о том, что такое композитные приложения, какие особенности должны иметь современные цифровые платформы, и как добиться преимущества в быстро меняющемся мире.

CNews: Вы давно работаете на рынке крупных заказчиков. Многие из них строят сейчас свои цифровые платформы. В чем вы видите особенности построения современных цифровых платформ сегодня?

Вадим Злобин: Будущее за адаптивными системами, только они способны успеть за быстро меняющимся миром. По моему мнению, на сегодняшний день наиболее адаптивными являются облачные архитектуры и системы, состоящие из небольших, масштабируемых и переиспользуемых компонент (микросервисов), хорошо решающих свои задачи и работающие как единое целое. Мы называем такие системы «композитными приложениями».

Проиллюстрировать особенности этого подхода можно квадрантом:

Преимущества композитных приложений. Иллюстрация предоставлена компанией «Систематика Консалтинг»

Если посмотреть на квадрант – его вертикальную ось — на первый план выходят гибкость и адаптивность. Организациям приходится перестраиваться и решать все более сложные задачи. Например, идет реформа, меняется подход к управлению, принимаются новые законы, видоизменяются целые области государственного управления или добавляются регионы. И эти изменения надо поддерживать в цифровом контуре. То есть, когда «прилетает» такая глобальная задача, то должен быть готов целый набор по инфраструктуре и технологиям, чтобы быстро и качественно ее решить. И вот здесь начинают проявляться преимущества композитных приложений. Они, с одной стороны, относительно легко модифицируются, с другой — целиком, или частями могут переиспользоваться для придания новых свойств, создания новых качеств, которые необходимы обновленной информационной системе или для быстрого создания новых приложений.

По второй оси квадранта, и это еще один значимый тренд — облачность, или пригодность для работы в облаке, легкость масштабирования в нем. Глобальные задачи в столь быстрые сроки невозможно уже решать старыми подходами, не используя облака: частные корпоративные или публичные. Как раньше — невозможно уже, нет времени на развертывание инфраструктуры в череде тех изменений и в том мире, в котором мы живем сегодня. Если раньше внедренческие компании, например, могли гастролировать по регионам и внедрять в каждом из них систему отдельно и не спеша, то сегодня бывают случаи, когда сроки проектов сжимаются до нескольких месяцев на внедрение кардинально новой информационной системы в масштабе страны. Для этого, во-первых, должна быть готова инфраструктура, а во-вторых, использование облаков дает в ряде случаев возможность применять лучшие практики и лучшие решения для того, чтобы достигать целей в поставленные сроки. Это — мировой тренд и России он тоже касается.

Если смотреть на квадрант, то наибольшие преимущества будут давать те самые композитные приложения. Они относительно легко модернизируются, могут целиком или частями повторно использоваться для создания новых приложений, хорошо приспособлены для работы в облаке и могут разрабатываться разными командами, имеющими лучшие практики для того или иного функционала.

CNews: Как ваша компания реагирует на эти тренды?

Вадим Злобин: «Систематика Консалтинг» развивает инструментарий для создания цифровых платформ по описанным выше правилами — «Систему для управления микросервисными приложениями». Она или ее части уже используются для построения цифровых платформ федеральных и региональных органов власти. Система стоит в реестре отечественного ПО и позволяет значительно ускорить создание цифровых платформ за счет наличия готовых компонентов и поддержке тех подходов по созданию композитных приложений, про которые я говорил выше.

CNews: Расскажите поподробнее про систему управления микросервисными приложениями, что это?

Вадим Злобин: Это, с одной стороны, набор готовых сервисов, самых общих, необходимых для любой информационной системы, таких как сервисы управления правами доступа (IDM), сервисы управления нормативно-справочной информацией (НСИ), адресный сервис (ФИАС, ГАР), сервисы межведомственного взаимодействия (СМЭВ), картографические сервисы, сервис личных кабинетов, оператор развертывания, автоматизирующий процессы CI/CD, сервис рабочих процессов и др. С другой — положенный на систему набор правил, по которым эти сервисы разворачиваются и работают как единое целое. Например, в случае, если цифровая платформа создается в публичном или частном облаке для множества организаций, можно организовать облако так, что часть сервисов будут общими, а часть, например, где обрабатываются критичные данные, характерные для той или иной системы, — выделяться в отдельные защищенные области.

Сервисы и даже композитные приложения на их базе можно использовать по отдельности, в составе разных систем, но наибольшие преимущества наши решения приносят тогда, когда работают вместе в составе публичных или корпоративных облаков.

Вадим Злобин, «Систематика Консалтинг»: Будущее за адаптивными системами, только они способны успеть за быстро меняющимся миром

При создании цифровых платформ также разрабатываются дополнительные прикладные сервисы, которые автоматизируют конкретную предметную область и процессы. В ряде случаев они уникальные, что обуславливается их спецификой. Например, многие федеральные органы власти и институты развития требуют создания уникальных прикладных сервисов в силу того, что представляют, по сути, единственного заказчика для них.

CNews: В чем ваши преимущества?

Вадим Злобин: Для успеха ИТ-компании, внедряющей прикладные решения и автоматизирующей процессы, нужны две составляющие: информационные технологии, которыми владеет команда и предметная экспертиза. Мы добиваемся того, чтобы у нас были оба пункта, и это редкое сочетание: например, во многих сферах госуправления мы хорошо владеем знаниями в предметной области. Это такие области, как социальная защита, предоставление государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса, выборы и референдумы и др. Наверное, одним из главных наших преимуществ можно назвать то, что мы создаем синергию современного «облачного» подхода к созданию информационных систем и предметной экспертизы. Еще одним важным преимуществом, ценным для заказчиков, является уменьшение сроков создания информационных систем и цифровых платформ за счет наличия компонент высокой степени готовности, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности. Ну, и наконец, — большой опыт в создании систем федерального и регионального масштаба.

CNews: Сегодня активно набирает обороты Гостех, куда планируется перенести значительную часть информационных систем органов власти, а также разместить там продукты разработчиков приложений. Как, по вашему мнению, эта инициатива влияет на отрасль и на вас. Будете ли вы регистрировать свои продукты там?

Вадим Злобин: Гостех с технологической точки зрения достаточно продвинутый облачный оператор, на базе которого можно разворачивать самые разные информационные системы. Если говорить о его влиянии на нас, то мы, как разработчик программного обеспечения, держим его в поле зрения, изучаем подходы и собираемся регистрировать свои продукты. Тем более, что используемые нами технологии и разрабатываемые платформы хорошо подходят для работы и распространения через облако. Я об этом рассказывал выше.

Если говорить о влиянии на отрасль, то, по моему мнению, есть отдельные детали, на которые хотелось бы обратить внимание. Чтобы перенести систему в облако, такое как Гостех, и получить от этого преимущества в виде снижения затрат на эксплуатацию, повторного использования каких-то компонент и др., зачастую систему надо достаточно глубоко модернизировать. Не всегда так, но как правило, чем старше система, тем больше к ней это применимо. Перенос таких систем в облако без модернизации едва ли принесет пользу, но даст много «головной боли» для всех участников процесса. При планировании перевода информационных систем к облачному оператору это нужно учитывать.

CNews: Есть ли какие-то особенности организации разработки программного обеспечения по тем принципам, про которые вы рассказываете?

Вадим Злобин: Самая главная особенность это, вероятно, размывание линейной структуры организации, когда есть большие департаменты специалистов, их руководители. Большую роль играют относительно небольшие кросс-функциональные команды, объединяемые вокруг лидеров. Они состоят из специалистов разных профилей и ими создаются и развиваются микросервисы и композитные приложения. Они очень устойчивы, поскольку разработка носит длительный характер, яркие, поскольку дают возможность лидерам и членам команды достаточно большой простор для реализации своего потенциала. Компания должна постоянно учиться управлять такими кросс-функциональными командами, объединять их в единое целое для достижения общих целей. Это непросто, но интересно!

CNews: Какой портрет лидера команды, где вы их берете?

Вадим Злобин: Я бы так сказал, лидер кросс-функциональной команды в нашем деле – это не какая-то отдельно стоящая сущность. Есть разные типы власти, вот у лидера команды обязательно должна быть власть эксперта. Это, как правило, системный архитектор или ведущий аналитик, способный повести за собой команду. Большинство из них выросли в лидеров команд работая у нас.

CNews: Многие ИТ компании вернули или возвращают людей в офис после «удаленки», имевший широкую практику с 19-года? Как в этом плане обстоят дела у вас?

Вадим Злобин: До 2019 года мы, как и большинство крупных ИТ компаний работали в офисах. Во время пандемии стали работать удаленно. Мы уже тогда понимали, что в краткосрочном плане это не окажет на нас заметного влияния, в долгосрочном — все сложнее. Однако за время, пока мы работали на «удаленке», мы во многом перестроились, стали больше делать акцент на работу кросс-функциональными командами, про которые говорил выше. В каком-то смысле, организационно мы сами стали платформой для создания, развития и управления командами «микросервисов», причем таким образом, чтобы они могли работать в единой системе. Поскольку у таких кросс-функциональных команд видимый и измеримый результат работы, то они хорошо контролируются лидерами и, во многом, саморегулируются. Кроме того, эти команды за время удаленной работы стали более территориально распределены и собрать их в одном офисе не так просто. Острой потребности принудительно выводить всех в офис нет, наблюдаем за развитием ситуации. В то же время офисы есть и используются лидерами для периодического вывода команд и интенсификации рабочих процессов. Отдельным людям просто необходим для работы офис, у них такая возможность есть.

Анжела Патракова