Разделы

ПО Безопасность Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл Маркет

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят

С 2016 г. на законодательном уровне в РФ было утверждено проведение налогового мониторинга. Это новая форма налогового контроля, к которой с 2022 г. смогли присоединиться не только крупные компании, но и предприятия среднего бизнеса. В данной статье мы рассмотрим многие вопросы о налоговом мониторинге и проведем небольшой исторический экскурс в историю его появления.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это процедура получения инспекторами ФНС доступа к учетной базе данных компании с контролем корректности начислений и уплаты налогов. Налоговый мониторинг снимает вопрос необходимости выполнения выездных и камеральных проверок, хотя и не исключает такой возможности.

Участником налогового мониторинга можно стать после подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия.

Перейти к обзору Налоговый мониторинг 2023

История появления

Практика допуска налоговых органов к управленческой отчетности представителей крупного бизнеса впервые была внедрена в работу в западных странах в начале 2000-х гг. Поспособствовал тому целый ряд биржевых крахов. В частности, в США громким скандалом стало выявление поддельной отчетности предприятий WorldCom и Enron, работающих в телекоммуникационной и энергетической сферах.

Налоговый мониторинг снимает вопрос необходимости выполнения выездных и камеральных проверок, хотя и не исключает такой возможности

В Нидерландах подобная участь настигла крупную розничную сеть Ahold. Кроме того, здешнее сообщество предпринимателей ощутило на себе излишнее давление со стороны налоговой службы, а власти стали испытывать сложности в получении достоверной информации от субъектов предпринимательства. В 2005 г. государство согласилось, что не может нести риски, связанные с налоговыми отчислениями, и поручило перенести подобную ответственность на местные власти и сообщество предпринимателей.

Юлия Орлова

партнер департамента налогов и права, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ

В России налоговый мониторинг существует с 2014 г., российская модель во многом заимствует наработки института горизонтального мониторинга в Нидерландах. На этапе формирования режима в России едва ли существовало более 20 компаний, которые в теории соответствовали критериям перехода к налоговому мониторингу, не говоря уже о существенных опасениях налогоплательщиков относительно допуска инспектора в свои учетные системы. По мере развития института снижались как критерии перехода на новый порядок взаимодействия, так и уровень тревожности налогоплательщиков.

Сегодня налоговый мониторинг применяют 448 компаний, участники режима оценивают эффект от трансформации положительно, в первую очередь речь идет о снижении административной нагрузки и освобождении от штрафов при получении мотивированного мнения. Российский опыт формирования нового порядка взаимодействия с налогоплательщиками высоко оценили в Казахстане — их горизонтальный мониторинг основан на российской модели.

Этот формат взаимодействия назвали горизонтальной системой мониторинга, в которой отношения налогоплательщиков и служб контроля были расширены.

Голландское сообщество предпринимателей отзывалось о горизонтальном мониторинге как о «мягком налоговом инструменте» из-за того, что система показала свою эффективность и отсутствие проблем.

Следующим государством, перенявшим опыт введения горизонтального мониторинга, стала Ирландия, где действует много налоговых резидентов с активами за пределами самой страны.

Ирландские налоговики разработали важные критерии, регламентирующие проведение горизонтального мониторинга. В частности, подключиться к системе могут все компании — даже те, которые ранее фигурировали в делах о неуплате налогов. При выявлении нарушений участника налогового мониторинга исключают из программы не всегда.

Важен другой момент: органы налогового контроля используют горизонтальный мониторинг как уступки для менеджмента компаний, а не как оптимизированное решение в своей деятельности. Кроме того, очевидным остается и факт того, что, посмотрев на работу компании со стороны, налогоплательщик лучше начинает разбираться в ведении своего бизнеса.

Но главный плюс состоит в том, что налоговики меньше придираются к мелочам и не так скрупулезно проверяют все грани бизнеса в компаниях, которые открыты к мониторингу. Подобная открытость бизнеса выгодна для предпринимателей, т.к. она позволяет найти просчеты в налоговом администрировании и снизить расходы на обслуживание налоговых платежей.

Как проходит мониторинг

Процесс мониторинга проводится на территории налоговой инспекции с просмотром деклараций и учетных баз данных компаний, доступ к которым предоставляют сами налогоплательщики.

Представители ФНС вправе:

  • требовать документацию и данные по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • привлекать к работе экспертов и специалистов;
  • требовать пояснения по запросам.

Информацию либо данные по запросам необходимо направлять в орган налогового контроля в форме заверенных копий в бумажном виде или электронном.

Подготовить документы нужно в течение 10 дней. Если фирма не может вложиться в регламентные сроки, есть опция отсрочки. Представители ФНС не могут требовать одни и те же документы повторно.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

При обнаружении ошибок в отчетах инспекторы отправляют компании свои аргументы. Максимальный срок отправки таких уведомлений — до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. При отсутствии возражений предприниматели должны учесть и исправить эти ошибки.

Для оспаривания возражений у компании есть около месяца, чтобы сформулировать их и отправить в ФНС РФ для назначения дополнительной проверочной процедуры. В итоге вердикт налоговиков может быть изменен или останется без изменений.

Если компания сомневается в каких-то моментах, она вправе самостоятельно запросить мотивированное мнение инспектора до 1 июля.

Если представители налоговой службы обнаружат несоответствия по вопросам уплаты и начисления налогов, они известят об этом организацию в течение 5 рабочих дней. Если сомнения имеются у самой компании, она запрашивает мнение у органа налогового контроля. Если она не исполнила предписания налоговой службы, ее должны оповестить об этом до 1 декабря года, следующего за контрольным.

Автоматизация процесса

Для автоматизации используется ПО нескольких сборок, развернутых на платформе «1С: Предприятие 8.3»:

Помощь с проведением налогового мониторинга оказывает ряд российских провайдеров.

Рейтинг провайдеров по налоговому мониторингу 2023

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

При этом работа подразделяется на несколько этапов:

  • Диагностика компании.
  • Подготовка регламента информационного взаимодействия с налоговой.
  • Подготовка отчетных форм и других документов.
  • Методологическая поддержка клиента.
  • Разработка базовой версии «витрины данных» в .
  • Автоматизация системы внутреннего налогового контроля.