Спецпроекты

На страницу обзора
Ритейл отработал новые технологии для интеграции
Конвергентный тренд, сближающий различные технологии работы с электронными данными, пока отчетливее всего прослеживается в ритейле. В то же время, рынком электронного обмена данными сегодня активно интересуются крупные банки. В целом ряде случаев обкатанные ритейлерами технологии вполне могут быть применены в других отраслях и сферах деятельности, помимо информатизации торговли.

ИТ-компании, работающие с финансовым сектором, традиционно любят приводить банки в качестве своего рода образца отечественной высокотехнологичной отрасли. Следуя этой логике, их самих тоже нужно признать эталоном для всех прочих, занимающихся, информатизацией ритейла. Заметный рост интереса крупных банков к EDI-провайдерам, обслуживающим преимущественно торговые сети, не особенно вписывается в подобные рассуждения. Впрочем, если оставить в стороне всякого рода амбиции и традиции, то все достаточно быстро встает на свои места.

Банки и документы


Платежные поручения привязаны к тем бухгалтерским документам, на основании которых проводятся расчеты. Банки, следящие, в частности, за корректным заполнением соответствующих граф платежек, фактически, выполняют часть функций регулятора денежного обращения всей хозяйственной системы страны в целом.



Платежные поручения часто содержат ссылку на единственный первичный документ, но не приводят его содержательную часть. Первичные документы предоставляются банку лишь в редких ситуациях, например, при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Возможность осуществлять оплату на основании одного только бухгалтерского документа должна сократить число “ошибок при переписывании” и, со временем, устранить излишнее, “отзеркаливающее” лишь название первичных документов, платежное поручение из хозяйственного оборота.



Это может быть реализовано, как через расширение функционала ERP на возможность оплатить хозяйственную операцию прямо из учетной системы, так и через добавление в системы банк-клиент функций оплаты непосредственно бухгалтерских документов, минуя промежуточную стадию составления платежного поручения. Или же через полную автоматизацию данного процесса, сводящего его к некоторой рутинной формальности, не требующей отдельного внимания бухгалтера, осуществляющего оплату.



Сам факт ведения банком реестра платежных поручений вместе с обусловившей проводки по счету первичкой, дополнительно сокращает число “степеней свободы” для правки составленной на базе тех же первичных документов отчетности, сводит к минимуму возможности для ведения различных версий одной и той же бухгалтерии, а значит может сделать экономику более прозрачной и цивилизованной.

Состоявшийся выход крупных банков на рынок обмена электронными сообщениями и документами добавляет туда новых игроков, руководствующихся собственными интересами, со своими регуляторами и стандартами. Рынок становится более многоаспектным и на нем труднее будет реализовать чисто коммерческие, относительно несложные стратегии в пользу одного участника. Появляются дополнительные предпосылки для широкого внедрения современных способов снижения себестоимости денежных транзакций.



Ритейлеры вынуждены обрабатывать потоки первичной документации, поэтому способы снизить затраты на осуществление этого процесса для них оказались востребованы в виду очевидной коммерческой целесообразности. И они стали в этом деле одними из первых, в значительной мере инициировали и “проплатили” сам старт процесса обмена электронными данными в торговле. Все это достаточно выигрышно смотрится на фоне целого ряда других, аналогичных по своей сути, внешне более эффектных, но, зато, менее эффективных проектов.



Дальнейший рост числа всевозможных электронных корреспонденций, массовое вовлечение предприятий в процесс внешнего электронного оборота документов и сообщений, рост конкуренции и удешевление совокупной себестоимости транзакций, дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, предоставление льготных условий для тех, кто работает с комплексом документов в электронном виде - все это позволило бы со временем значительно расширить сферу электронного оборота, перейти от реализации исходной идеи снижения затрат к концепции поэтапного выстраивания единого информационного пространства для документов, сопровождающих финансово-экономическую деятельность предприятий по полной аналогии с тем, как наличные бумажные деньги в основной своей массе стали безналичными, обрели электронный вид.



При правильной реализации должен повыситься уровень информационной и экономической безопасности компаний, поскольку вся сопровождающая хозяйственную деятельность документация и обрабатывающие ее ИС будут интегрированы в единое, логично взаимосвязанное целое, и нарушения или искажения, допущенные в одном месте комплексной системы, будут выявляться быстрее.



Чем масштабнее, тем проще


Банки, накапливающие в своих архивах первичную бухгалтерскую документацию, смогут со временем стать источником документов, имеющих юридическую силу, пригодных для удаленных проверок налоговых инспекций. Степень личного участия в них бухгалтера предприятия и важность его навыков общения с проверяющими уменьшится, значительную часть работы по организации встречных проверок можно будет автоматизировать. Конечная эффективность работы инспекций повысится в силу одного только того обстоятельства, что выявить предприятия, допускающие наиболее значительные систематические нарушения, им станет гораздо проще.



С чисто технологической точки зрения, основной предпосылкой для реализации такого рода проектов является стандартизация. Поскольку в рамках налогового учета интересны не подробности бизнес-процессов, которые в каждой отрасли свои, а лишь итоговые показатели и данные, необходимые для начисления налогов, реализация фискального электронного контроля на порядок проще, чем стандартизация электронного обращения в рамках отрасли, кластера предприятий, отраслевых объединений или даже крупных хозяйственных холдингов.


Консолидация архивов документов в электронном виде, добавленная к возможности сдачи электронной отчетности, со временем должна дать дополнительную позитивную проекцию и на развитие рынка внешнего аудита и бухгалтерского аутсорсинга, повысить оперативность и точность статистического анализа экономики.



Кредитные организации и предприятия


Возможности по обмену юридическими документами между предприятиями-контрагентами существенно вырастут. Участие кредитных организаций в качестве консолидирующих центров внешнего документооборота компаний позволит им активнее развивать различные виды обслуживания, такие как банковский акцепт. Должен облегчиться процесс привлечения внешнего финансирования для компаний, появятся дополнительные предпосылки для дальнейшего развития факторинга.



Повысится дополнительный спрос банков на “толстые” телекоммуникационные каналы, передовые в архитектурном и всех прочих планах и отношениях транзакционные ИС, электронные архивы, способные справиться с получением, обработкой, хранением и анализом больших массивов данных по юридически значимому межкорпоративному ЭДО. Реализовать новые возможности получится лучше всего на базе ЦОД-ов в виде сервисов, что подразумевает концентрацию капитальных затрат со стороны кредитных организаций в такие эффективно работающие инфраструктурные “фабрики информации”, а также соответствующие инвестиции в обеспечение ИБ. И постепенную окупаемость вложений через оплату клиентов по мере потребления ресурсов.



Все это согласуется с общим трендом по созданию единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры для ОГВ, повышению степени открытости данных, имеющих отношение к реализации задач госуправления с тем немаловажным добавлением, что он со временем может быть распространен и на коммерческие организации, взаимодействующие с ОГВ.



По аналогии с известными проблемами госинформатизации, можно предположить, что существует и угроза “феодализации” или же пресловутого “осваивания” средств, необходимых для общего интеграционного процесса, когда успех создания единого экономического информационного пространства начнет определяться ИТ-успехами, а также ценовыми и техническими политиками отдельных организаций, крупных банков и провайдеров. Немаловажными являются инерционность принятия законодательных изменений, а также степень реальной востребованности открытых данных и цивилизованных видов хозяйственной деятельности в отечественной экономике.



Антон Степанов

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице - 2012
Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2011г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Москва 2 861 374
2 Москва 3 801 580
3 Москва 1 078 015
Подробнее