Разделы

Техника

Электронный авиабилет в 17 раз дешевле бумажного

Турагентство Star Travel первым в России начинает продажу электронных авиабилетов авиакомпании British Airways. Пока воспользоваться этим предложением смогут студенты, летающие по молодежным тарифам. За счет этой категории пассажиров авиакомпания рассчитывает существенно увеличить продажи электронных билетов. Интерес к электронным авиабилетам сегодня проявляют и все российские авиакомпании. Помимо упрощения процедуры продаж, такие билеты несут дополнительную выгоду авиаперевозчикам — электронный авиабилет в 17 раз дешевле бумажного.
Услуга по предоставлению British Airways (ВА) электронных билетов действует сегодня на 150 маршрутах, включая Москву. Сама ВА уже в течение трех лет продает такие билеты в своем московском офисе. И если первое время у российских пассажиров возникала проблема пройти со своим «виртуальным» билетом в зону таможенного контроля, то теперь, отношение к таким документам изменилось в лучшую сторону.

По утверждению представителей ВА, электронный билет предоставляет путешественникам ряд удобств, таких как упрощение процедуры регистрации, возможность покупки билетов с использованием интернета (что, правда, не актуально для России, где билеты через Сеть можно только забронировать). Все данные о путешествии хранятся в глобальной системе бронирования в электронном виде, а на руках у покупателя остается только распечатка маршрута поездки. Внести изменения в свой маршрут можно за 30 минут до вылета, при этом нет необходимости предоставлять бумажную документацию. Кроме того, обладатель электронного билета может больше не бояться забыть или потерять «бумажный» авиабилет. В аэропорту Домодедово пассажиры с электронными билетами могут самостоятельно зарегистрироваться на рейс с помощью специального автомата регистрации (Self Service Check-in Kiosk). Но пока всего 12% российских пассажиров используют данную услугу авиакомпании.

Выход на российский рынок авиабилетов по молодежным тарифам авиакомпании ВА обеспечит студенческое туристическое агентство Star Travel. Такая возможность появилась у него благодаря сотрудничеству и финансовым инвестициям международного студенческого агентства STA Travel, внедрившую у себя в 2004 году систему продаж электронных авиабилетов. Генеральный директор Star Travel Борис Самарянов предполагает, что темпы развития электронных услуг в России будут расти, и в ближайшем будущем путешествующая российская молодежь будет отдавать предпочтения электронным билетам, ведь студенты — наиболее активные пользователи. В то же время за счет студентов, как наиболее «гибкой» категории пассажиров, а также за счет предоставляемых им льгот на авиаперелеты British Airways сможет загрузить рейсы, менее удобные для пассажиров бизнес-класса. А Star Travel собирается уже к концу текущего года продавать до 20% таких билетов.

Менеджер по продажам British Airways в России Ирэна Йованович надеется, что к 2007 году все билеты ВА будут электронными. При переходе на электронный билет авиаперевозчики существенно сокращают издержки, связанные с оформлением билетов. Г-жа Йованович отмечает, что себестоимость электронного билета для авиакомпании в 17 раз меньше, чем бумажного. Однако удешевление билета для перевозчика не влечет за собой изменений в стоимости билета для пассажира: какие-либо скидки за использование ими высокотехнологичного сервиса не предусматриваются. В то же время, возможность удешевления себестоимости билета позволяет авиакомпании направить вырученные средства на различные маркетинговые акции, распродажи, поэтому какие-то категории клиентов все-таки останутся в выигрыше.

Как это ни парадоксально, но электронным билетом россиянам пока приходится обзаводиться только в офис турагенства или авиакомпании. Пока в России невозможно оплатить покупку авиабилета British Airways через интернет при помощи пластиковой карты, как это происходит во всем мире (где British Airways продает через интернет более 40% билетов). Пока все зарубежные авиакомпании опасаются риска отказа наших соотечественников от электронного платежа. Да и сами они предпочитают оплату наличными.

Андрей Врацкий, eXpress: Требования клиентов растут,  просто видеоконференцсвязи уже недостаточно
Телеком

По мнению г-жи Йованович, основной проблемой развития и роста продаж электронных авиабилетов в России является отсутствие законодательной базы и соответствующего программного обеспечения, требующего больших финансовых инвестиций. «Уровень проникновения платежных карт в России несопоставим с западным, — рассказала CNews г-жа Йованович. — Думаю, подобные сервисы станут доступны россиянам тогда, когда риски авиакомпании будут страховать стороны, заинтересованные в развитии электронных платежных карт; а это вопрос, не зависящий от British Airways».

По словам г-на Самарянова, интерес к электронным авиабилетам сегодня проявляют все российские авиакомпании. В частности, такую услугу вскоре собирается предложить авиакомпания «Сибирь». Однако он считает, что в России есть масса юридических сложностей в сфере налогообложения, препятствующих развитию подобных услуг: наша законодательная база отстала от требований времени. Тем временем, международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила о полном переходе с 2007 года на продажу авиаперевозок с использованием электронных билетов. Видимо, ради вступления российских авиакомпаний в эту ассоциацию придется внести коррективы в российские законы. В противном случае отечественные авиакомпании навсегда должны будут отказаться от перспективы стать «такими же как все».

«Заплатить за необычный электронный билет можно традиционными способами, — поясняет директор по развитию бизнеса компании „РБК СОФТТимур Аитов, — например, наличными в офисе продаж или посредством безналичного перевода». Однако, по его словам, принципиально новым в технологии авиаперевозок является отказ от билетов на бумажной основе и введение сертификатов электронных билетов (распечаток маршрутов и прочего). «Хотя эти нововведения выглядят достаточно экзотично, тем не менее, в России имеется успешный опыт „подобных“ начинаний: я имею в виду безбумажную технологию регистрации и продаж ценных бумаг, действующую в РФ уже примерно 10 лет, — отмечает г-н Аитов. — Сегодня никого не удивляет, что акции у нас есть только в электронном виде, что в безбумажной форме осуществляются сделки купли-продажи, начисляются дивиденды, проводится голосование и т.д.». Он уверен, что каких-то принципиальных трудностей при введении в России системы электронных билетов также не возникнет, ведь фактически электронный реестр билетов существует. «Дело только за необходимым оснащением точек check-in в аэропортах, позволяющих пассажиру самостоятельно регистрировать свои „виртуальные путевки в небо“, — считает г-н Аитов.