Сотовые операторы поднимут цены в 2-3 раза, чтобы исполнить «антитеррористический» закон Яровой

Безопасность Стратегия безопасности Госрегулирование Бизнес Законодательство Телеком Инфраструктура ИТ в госсекторе
мобильная версия
Сотовые операторы полагают, что вложения в инфраструктуру, которых потребует исполнение «антитеррористического» закона, вынудит их увеличить цены на услуги в два-три раза.

В ожидании роста цен

После вступления в силу «антитеррористического» пакета законодательных поправок мобильные операторы могут поднять цен на услуги связи в два-три раза.

Об этом сообщило агентство ТАСС со слов представителей сотовых операторов Tele2 и «Мегафон».

«Мы не исключаем, что в результате дополнительных расходов, которые понесут операторы, цены на сотовую связь для абсолютно всех абонентов могут увеличиться как минимум в два-три раза. Эти расходы в десятки раз превысят объем масштабной инвестиционной программы по строительству и расширению сетей, которую ведет Tele2, и приведут к замедлению или даже остановке развития инфраструктуры», - заявили представители Tele2.

«Если закон будет принят, то цены вырастут в три раза», - полагают в «Мегафоне».

«Антитеррористический» пакет поправок, предложенный Ириной Яровой (на фото) и Виктором Озеровым поднимет цены на связь в два-три раза

Так называемый «антитеррористический» пакет поправок, разработанный группой депутатов во главе с Виктором Озеровым и Ириной Яровой, 24 июня 2016 г. был принят Госдумой сразу во II и III чтениях, а 29 июня его принял Совет Федерации.

Хранение информации и ключи шифрования

Согласно тексту законопроекта в окончательном варианте, операторы связи должны хранить записи звонков всех своих абонентов и содержание текстовых сообщений, включая мультимедийные вложения, в течение полугода, а информацию о сеансах связи — так называемые метаданные — в течение трех лет. Для интернет-компаний этот срок сокращен до одного года.

Содержание сообщений и метаданные компании обязаны предоставлять силовым структурам «для выполнения возложенных на эти органы задач в случаях, установленных федеральными законами». Поправки о метаданных вступают в силу с 20 июля 2016 г., а о содержании звонков и переписки - с 1 июля 2018 г.

В случае если пользователи используют шифрование, организаторы распространения информация должны будут предоставить Федеральной службе безопасности ключи их расшифровки. За непредоставление ключей шифрования на компании будет накладываться штраф.

В отношении операторов связи также приняты меры для дешифровки связи. Статья о штрафах за использование телекоммуникационными компаниями несертифицированного оборудования связи дополнена наказанием за использование несертифицированного оборудования шифрования.

Бизнес перестанет быть прибыльным

Участники телекоммуникационного и интернет-рынка остались недовольны принятым законом. Ранее Экспертный совет при правительстве оценивал затраты операторов связи на реализацию требований закона в 5 трлн руб. Так, по оценке МТС, разовые расходы компании на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение полугода составят 2,2 трлн руб. Телекоммуникационные операторы даже предупредили, что при таких расходах их бизнес станет убыточным и они не смогут платить налог на прибыль, что приведет к потерям госбюджета.

«Комментарии отрасли при принятии закона учтены не были, и в настоящее время нет окончательного понимания, как закон будет применяться на практике», - сообщили в пресс-службе Mail.ru Group. Еще большую критику, чем требование о хранении сообщений, в интернет-отрасли вызвало требованию о дешифровке сообщений пользователей.

«С уверенностью можно сказать только одно - затраты интернет-компаний вырастут: придется увеличить число серверов и подумать о перестройке внутренней инфраструктуры, - заявили в пресс-службе «Яндекса». - Бизнес получает какие-то новые обязанности и дополнительные расходы, однако в текущей редакции законопроекта данное регулирование избыточно, поскольку приводит к чрезмерному ограничению прав как бизнеса так и пользователей».

В заявлении Российской ассоциации электронных коммуникаций говорилось, что стандарты шифрования не предусматривают хранения ключей шифрования, а в случае прямого обмена сообщения между пользователями нет субъекта, который бы такие ключи хранил. Выполнение требований закона потребует изменения алгоритмов шифрования, а в это приведет к нарушениям международных стандартов и, например, к исключению российских платежных систем из международного обмена.