Рынок смартфонов в России сократился впервые с 2009 г.

Техника
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин
В 2015 г. продажи смартфонов на российском рынке впервые с 2009 г. сократились. Аналитики также отмечают, что покупатели стали реже приобретать смартфоны дорогих брендов и все чаще предпочитают устройства менее известных марок с аналогичными характеристиками. 

Первое сокращение с 2009 г.

В 2015 г. в России было продано 25,3 млн смартфонов, что на 3% меньше, чем в 2014 г. Сокращение продаж произошло впервые с 2009 г., сообщают аналитики J'son & Partners Consulting. Но оно произошло только в штучном выражении, в денежном выражении рынок показал рост на 6%.

«При схожей сложной макроэкономической ситуации в 2009 г. падение рынка смартфонов было более ощутимым — сразу на треть по сравнению с 2008 г., и ситуация в корне отличалась от той, что мы наблюдали в 2015 г. Мы выделяем несколько факторов, благодаря которым пользователи не стали массово отказываться от смартфонов в кризис», — рассказали эксперты.

Смартфоны прочно вошли в жизнь

К этим факторам аналитики относят: появление бюджетного сегмента смартфонов (устройства начального уровня можно приобрести менее чем за 2 тыс.). С развитием высокоскоростного интернета сами смартфоны стали неотъемлемой частью жизни людей. Кроме того, смартфоны заменили пользователям ряд альтернативных устройств: навигатор, MP3-плеер, диктофон, бюджетные фотоаппараты, будильник, фонарик и т. д.

Структура рынка мобильных терминалов в России в 2015 г.

«Смартфон является для покупателя «первым экраном» и неотъемлемым средством коммуникации, и по итогам 2015 г. именно смартфоны «просели» меньше любого другого сегмента персональной электроники, за исключением «умных» аксессуаров», — поделился директор по развитию продаж ретейлера «Связной» Рустам Шубенок.

Отказ платить за бренд

В 2015 г. российские покупатели смартфонов менее охотно переплачивали за бренд, предпочитая покупать схожие по характеристикам устройства по более низкой цене. Это привело к снижению доли продаж производителей, ориентированных на премиальный сегмент. 

Продажи смартфонов в России, млн шт. (2012-2015 г.г.)

По словам представителя «Связного», в 2015 г. самую внушительную динамику показали бренды, в чьей модельной линейке присутствуют гаджеты почти всех ценовых сегментов и, в частности, есть выбор в бюджетных ценовых категориях: Lenovo, LG, ZTE и Microsoft.

Снижение средней цены остановилось

Наблюдаемая в последние годы тенденция снижения средней розничной стоимости смартфона, в связи с ростом предложения устройств бюджетного уровня, прервалась в 2015 г. По оценкам аналитиков, показатель увеличился в 2015 г. на 9 % по сравнению с 2014 г.

Объем рынка смартфонов в России, млн шт. (2015 г. и прогноз на 2020 г.)

Другие тенденции

В 2015 г. в общих продажах смартфонов увеличилась доля устройств с поддержкой LTE, NFC и возможностью подключать две и более SIM-карты. Также эксперты отметили рост продаж планшетофонов (смартфонов с диагональю 5 и более дюймов), которые впервые превысили продажи планшетов.

Прогнозы

В начале 2016 г. ряд производителей смартфонов заявили о новом повышении цен на продукцию в России на 15–20 %. По мнению аналитиков J'son & Partners Consulting, в связи с продолжением роста стоимости устройств и снижением покупательной способности тенденции 2015 г., а именно сохранение высокого спроса на бюджетные смартфоны, будут иметь место и в 2016 г. Объем рынка смартфонов в 2016 г. будет сильно зависеть от дальнейшей макроэкономической ситуации в стране и курса рубля.

Несмотря на это, по прогнозу аналитиков, к 2020 г. рынок смартфонов в России вырастет более чем на 70% по сравнению с результатами 2015 г. Этому будут способствовать ряд факторов. 

Факторы роста рынка

Ожидается, что к 2020 г. смартфоны практически полностью вытеснят с рынка обычные мобильные телефоны. Смартфоны для многих людей становятся предметом первой необходимости, и даже при трудной экономической ситуации в стране пользователи не отказываются от покупки смартфонов. При этом средний цикл «жизни смартфона» составляет 2–3 года. Приближение суммарного рынка мобильных телефонов и смартфонов к стадии насыщения обостряет конкурентную борьбу между ретейлерами. Активная политика ретейлеров по привлечению покупателей может сделать смартфоны более доступными (например, за счет субсидирования устройств операторами сотовой связи).

Подписаться на новости
Другие материалы рубрики
Рамблер.Новости