Рынок смартфонов в России сократился впервые с 2009 г.

Техника
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин
В 2015 г. продажи смартфонов на российском рынке впервые с 2009 г. сократились. Аналитики также отмечают, что покупатели стали реже приобретать смартфоны дорогих брендов и все чаще предпочитают устройства менее известных марок с аналогичными характеристиками. 

Первое сокращение с 2009 г.

В 2015 г. в России было продано 25,3 млн смартфонов, что на 3% меньше, чем в 2014 г. Сокращение продаж произошло впервые с 2009 г., сообщают аналитики J'son & Partners Consulting. Но оно произошло только в штучном выражении, в денежном выражении рынок показал рост на 6%.

«При схожей сложной макроэкономической ситуации в 2009 г. падение рынка смартфонов было более ощутимым — сразу на треть по сравнению с 2008 г., и ситуация в корне отличалась от той, что мы наблюдали в 2015 г. Мы выделяем несколько факторов, благодаря которым пользователи не стали массово отказываться от смартфонов в кризис», — рассказали эксперты.

Смартфоны прочно вошли в жизнь

К этим факторам аналитики относят: появление бюджетного сегмента смартфонов (устройства начального уровня можно приобрести менее чем за 2 тыс.). С развитием высокоскоростного интернета сами смартфоны стали неотъемлемой частью жизни людей. Кроме того, смартфоны заменили пользователям ряд альтернативных устройств: навигатор, MP3-плеер, диктофон, бюджетные фотоаппараты, будильник, фонарик и т. д.

Структура рынка мобильных терминалов в России в 2015 г.

«Смартфон является для покупателя «первым экраном» и неотъемлемым средством коммуникации, и по итогам 2015 г. именно смартфоны «просели» меньше любого другого сегмента персональной электроники, за исключением «умных» аксессуаров», — поделился директор по развитию продаж ретейлера «Связной» Рустам Шубенок.

Отказ платить за бренд

В 2015 г. российские покупатели смартфонов менее охотно переплачивали за бренд, предпочитая покупать схожие по характеристикам устройства по более низкой цене. Это привело к снижению доли продаж производителей, ориентированных на премиальный сегмент. 

Продажи смартфонов в России, млн шт. (2012-2015 г.г.)

По словам представителя «Связного», в 2015 г. самую внушительную динамику показали бренды, в чьей модельной линейке присутствуют гаджеты почти всех ценовых сегментов и, в частности, есть выбор в бюджетных ценовых категориях: Lenovo, LG, ZTE и Microsoft.

Снижение средней цены остановилось

Наблюдаемая в последние годы тенденция снижения средней розничной стоимости смартфона, в связи с ростом предложения устройств бюджетного уровня, прервалась в 2015 г. По оценкам аналитиков, показатель увеличился в 2015 г. на 9 % по сравнению с 2014 г.

Объем рынка смартфонов в России, млн шт. (2015 г. и прогноз на 2020 г.)

Другие тенденции

В 2015 г. в общих продажах смартфонов увеличилась доля устройств с поддержкой LTE, NFC и возможностью подключать две и более SIM-карты. Также эксперты отметили рост продаж планшетофонов (смартфонов с диагональю 5 и более дюймов), которые впервые превысили продажи планшетов.

Прогнозы

В начале 2016 г. ряд производителей смартфонов заявили о новом повышении цен на продукцию в России на 15–20 %. По мнению аналитиков J'son & Partners Consulting, в связи с продолжением роста стоимости устройств и снижением покупательной способности тенденции 2015 г., а именно сохранение высокого спроса на бюджетные смартфоны, будут иметь место и в 2016 г. Объем рынка смартфонов в 2016 г. будет сильно зависеть от дальнейшей макроэкономической ситуации в стране и курса рубля.

Несмотря на это, по прогнозу аналитиков, к 2020 г. рынок смартфонов в России вырастет более чем на 70% по сравнению с результатами 2015 г. Этому будут способствовать ряд факторов. 

Факторы роста рынка

Ожидается, что к 2020 г. смартфоны практически полностью вытеснят с рынка обычные мобильные телефоны. Смартфоны для многих людей становятся предметом первой необходимости, и даже при трудной экономической ситуации в стране пользователи не отказываются от покупки смартфонов. При этом средний цикл «жизни смартфона» составляет 2–3 года. Приближение суммарного рынка мобильных телефонов и смартфонов к стадии насыщения обостряет конкурентную борьбу между ретейлерами. Активная политика ретейлеров по привлечению покупателей может сделать смартфоны более доступными (например, за счет субсидирования устройств операторами сотовой связи).