Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Club.CNews: Новый ЕПГУ. Что ждать регионам

 

- Шутите! - сказала Эллочка нежно.

- Это мексиканский тушкан.

- Быть этого не может. Вас обманули.

Вам дали гораздо лучший мех.

Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы!

Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!..

Изумруд! Изумруд!

 

С тех пор как Ростелеком был назначен Правительством РФ единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства и единым национальным оператором его инфраструктуры, и на этом основании стал безапелляционно навязывать регионам свой «комплексный сервис по использованию региональной инфраструктуры электронного правительства», головной боли у регионов только прибавилось.

Те регионы, которые, поверив заявлениям тогдашнего Министра связи и коммуникаций РФ, взяли таки в аренду РИЭП Ростелекома, «дабы уложиться в установленные законом сроки и не иметь проблем с внедрением собственных систем», в итоге ничего не получили: качество предоставляемого Ростелекомом сервиса «по использованию РИЭП» было отчаянно плачевным, в самих системах РИЭП регионам  ничего самостоятельно настроить было нельзя. Более того, в «комплексный сервис» Ростелекома не входила разработка форм на РПГУ и ЕПГУ, что было для регионов одним из самых важных вопросов, а стоимость данных услуг Ростелекома отдельно оказалась в итоге просто несоизмеримой для такого рода услуг.

 Разрабатывать же формы самостоятельно регионам не дали, как это планировалось в начале проекта в 2010 году, и доступ к среде разработки РПГУ  не предоставили на том, якобы, основании, что РПГУ Ростелекома – это «зеркало» ЕПГУ, а, следовательно,  разработка форм на РПГУ фактически является разработкой форм на ЕПГУ. Удобно и практично с точки зрения IT-архитектуры и снижения трудозатрат коммерческой компании Ростелеком. А вот с точки зрения законности – вызывает большие сомнения. Во-первых, ЕПГУ является государственной информационной системой и вряд ли может иметь «зеркала» в собственности  у частных коммерческих лиц, которые зарабатывают на этом, мягко говоря, немалые деньги. Во-вторых, при таком подходе Ростелеком искусственно становится монополистом в этой области, поскольку у регионов отсутствует возможность самостоятельно или с привлечением третьих лиц разрабатывать формы на РПГУ без выплаты соответствующего «оброка» Ростелекому.

На те же регионы, которые делали смелые попытки создавать и внедрять  собственные РСМЭВ,  РПГУ, в соответствии с федеральным законом210-ФЗ, а также другие системы, составляющие в комплексе региональную инфраструктуру электронного правительства, началась практически травля со стороны Ростелекома.

Даже если такие попытки регионов были успешны на первом этапе, то в дальнейшем встречали жесткое сопротивление со стороны Ростелекома. Обращения субъектов РФ по интеграции своих собственных РПГУ с федеральными ЕПГУ, ЕЛК и о подключении  РСМЭВ к федеральному СМЭВ, Ростелекомом либо просто игнорировались, либо начинались неторопливые разговоры о том, что «сначала надо проводить экспертизу ваших систем, а потом уже решать». И поскольку  довольно долго Минкомсвязь РФ не могла утвердить требования и  порядок подключения региональной СМЭВ к единой СМЭВ, эти разговоры затягивались, что давало Ростелекому огромный рычаг давления на регионы, дабы те отказались от своих идей по созданию и внедрению собственных систем РИЭП.

 А в южных регионах дошло даже до того, что особо «горячие» представители Ростелекома, видимо по-военному не привыкшие церемониться с капризными клиентами еще с далеких «постсоветских» времен, не брезгуют использовать незаконные «наезды» и проверки должностных лиц субъектов РФ и «маски-шоу» с участием («по старой дружбе») местного МВД и ФСБ –  почти все как в 90-е годы существования российского «рэкета». Интересно, санкционированы ли такие «подходы в работе с клиентами» центральным офисом Ростелекома?

 Потом субъектам стали вменять, что услуги в электронном виде есть только на региональных порталах и отсутствуют на ЕПГУ, что, мол, создает большие неудобства  российскому гражданину, который вынужден иметь несколько учетных записей в нескольких личных кабинетах: в едином федеральном, и в региональном. Ссылались на  Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 № 1993-р, где якобы  указано, что предоставление государственных (муниципальных) услуг субъектами РФ возможно только путем размещения информации о государственных (муниципальных) услугах и форм заявлений на ЕПГУ.

Субъекты РФ послушно начинают объявлять конкурсы и аукционы на подобного рода работы, а Ростелеком просто на них не выходит. Те же компании, которые выигрывают такие торги, в итоге натыкаются на Ростелеком «как единственного оператора всея Руси», который отказывает им в доступе на ЕПГУ.

В растерянности субъекты РФ  обращаются к  Министерству связи и коммуникаций РФ как  единственному оператору ЕПГУ, назначенному Правительством РФ, с просьбой дать доступ к ЕПГУ: одни – чтобы «во благо отечества» вывести электронные услуги  на ЕПГУ, другие – чтобы  получить доступ к самостоятельной разработке форм в РПГУ Ростелекома, который является «зеркалом» ЕПГУ.

Казалось бы, все просто.

Минкомсвязь РФ является оператором ЕПГУ и других систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства,  в силу Постановления  Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» и Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», а значит вправе поручить Ростелекому как исполнителю работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства предоставить необходимый регионам доступ к ЕПГУ.

Но не тут то было.

На официальные запросы субъектов РФ Минкомсвязь  РФ, в лучшем случае, просто не отвечает. В худшем – звучат устные невнятные заявления, что ЕПГУ, на самом деле, Минкомсвязи РФ не принадлежит. И даже что он не принадлежит и Ростелекому, так как все права на данную государственную систему остались в руках коммерческой компании – главного подрядчика Ростелекома в части создания и обслуживания инфраструктуры электронного правительства – ООО «ЭйТи Консалтинг». Или что у Минкомсвязи РФ нет контракта с Ростелекомом на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства. Правды не добиться.

В итоге регионам приходится расторгать контракты с разработчиками и подрядчиками, срываются сроки перевода первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронный вид в части вывода электронных форм государственных услуг на ЕПГУ или РПГУ.

Субъектам РФ остается лишь жаловаться в вышестоящий орган – Правительство РФ или идти в «крепостные» к Ростелекому. Хотя и РСМЭВ, и вся РИЭП Ростелекома, как показала практика, оказалась для целей создания и функционирования электронного правительства непригодной и была превращена Ростелекомом попросту в инструмент вымогательства.

Также следует напомнить, что инфраструктура электронного правительства  федерального уровня, включая такие информационные системы как ЕПГУ, ЕСИА, СМЭВ и другие, была создана на основании и во исполнение вышеуказанных Постановлений Правительства РФ по заказу Минкомсвязи РФ в рамках государственного контракта. И все исключительные права на созданные в ходе выполнения таких работ информационные системы принадлежат государственному заказчику. Убедиться в этом можно, заглянув в текст такого государственного контракта.

Тогда с чем же связано такое молчаливое «высиживание» Минкомсвязи РФ?

Предполагаю, что Минкомсвязь РФ не влезает в «дела житейские» регионов, поскольку  планирует вовсе переделать весь ЕПГУ и разрубить, наконец, этот «гордиев узел».

Кто будет создавать новый ЕПГУ, официальный ответ Минкомсвязь РФ пока не дает. Однозначная позиция на настоящий момент только одна: Ростелеком отстраняют от разработки программной части «электронного правительства» (подробнее: http://news.mail.ru/economics/11928592/), начинаются поиски  «новых талантов». И опять звучат знакомые речи уже от новой команды Минкомсвязи: «не тратьте время и бюджет на свои порталы, возьмите принципиально новое централизованное решение, которое будет сделано к середине 2013 года и позволит решить все существующие и прошлые проблемы».

И как интересно обоснуют расходование бюджетных средств на создание предыдущего портала ЕПГУ? Как неудавшийся эксперимент? К тому же сделать новый ЕПГУ в такие короткие сроки, да еще осуществить миграцию сотен сделанных на старом «движке» электронных государственных и муниципальных услуг, практически невозможно.

Есть серьезный риск, что «новый ЕПГУ», станет просто «доделанным» старым, а именно его дополнят, (как, впрочем, и планировалось изначально в 2010 году), модулем «сервер форм», который позволит регионам и муниципалитетам самостоятельно настраивать электронные формы заявок.

И ходят слухи, что доделывать старый портал ЕПГУ отдадут тому самому главному и незаменимому подрядчику Ростелекома в части создания и обслуживания инфраструктуры электронного правительства (чье качество и скорость работ уже «по достоинству» были оценены ранее всеми участниками эксплуатации инфраструктуры электронного правительства) – компании ООО «ЭйТи Консалтинг», которая за два года работ по данной теме так и не смогла сделать пресловутый «сервер форм» при всем гигантском финансировании со стороны государства. Непонятно только, зачем тогда отстраняли Ростелеком как не справившегося с «ответственным государственным заданием», ведь он был звеном в цепочке и без того никогда не исполнявшим работ по созданию и внедрению систем самостоятельно.  

Стоит ли давать еще один шанс той же самой компании? Что это даст нового? Или что это исправит? Какие есть основания полагать, что у нее, наконец, получится создать «сервер форм» именно в этот раз?

Думаю, что если такое решение Минкомсвязи РФ все же будет принято, для регионов ситуация с электронным правительством останется по-прежнему плачевной и безвыходной, как было во времена «правления» Ростелекома.

 

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость