Российские ИТ-компании ведут экспансию на запад СНГ
Российские ИТ-компании все более успешно расширяют круг своей деятельности и выдвигаются как на западные рынки, так и на рынки стран СНГ. Формам, проблемам и возможностям работы на рынке Молдовы посвящен наш материал.Среди других стран СНГ Россия является наиболее мощной экономической державой. Отечественные компании имеют существенно больший потенциал, чем компании других стран Содружества. И дело не в размерах страны, и не в количестве рабочей силы, а, скорее, в недостатке клиентской базы и экономических связей других стран СНГ. Поэтому для российских ИТ-компаний недостатки стран СНГ, и Молдовы, в частности, оборачиваются новыми выгодами.
Через барьеры к возможностям на местах
Это в первую очередь связано с новыми рынками сбыта и дешевой рабочей силой. Так, средняя зарплата программиста в Молдове составляет около $5 в час, что значительно меньше средней зарплаты специалиста аналогичной квалификации в России $15-20 в час. При этом «местные» программисты и технические специалисты не требуют специального обучения или переквалификации, так как, будучи студентами, многие проходили обучение в российских вузах, и, кроме того, русский язык остался самым распространенным на территории всего бывшего СССР, в Молдове в том числе.
Безусловно, существует и множество проблем, с которыми сталкиваются российские компании, решив завоевать ИТ-рынок Молдовы. В первую очередь и, в основном, это законодательные и политические трудности. Впрочем, они носят двусторонний характер. Нередко бывают ситуации, когда препятствия возникают из-за особенностей российского законодательства.
Однако, в большинстве случаев проблемы возникают из-за неимения законодательной базы, регламентирующей ИТ-сферу в Молдове. Так, правительство республики лишь собирается принять закон об электронно-цифровой подписи. тогда. В то же время, в России он принят более двух лет назад (правда, работает весьма ограниченно и, в основном, в корпоративном секторе там, где и без него этот механизм успешно функционировал ранее, прим. CNews.ru).
«Дочки», «внучки» и партнерские сети
По мнению экспертов, большинство российских ИТ-компаний используют одни и те же проверенные принципы построения региональной политики в странах СНГ создание дочерних предприятий и представительств, а также установление партнерских отношений с местными фирмами. Подобная практика используется российскими ИТ-компаниями и в Молдове, но имеет свои особенности.
Первое место по соотношению всех стратегий поведения российских компаний на молдавском ИТ-рынке занимает сотрудничество и партнерство. Более половины компаний из России предпочитают именно такой подход к ведению бизнеса в республике.
Это объясняется тем, что местные партнеры прекрасно знают конъюнктуру рынка, и обладают более широкими связями, чем российские партнеры. Однако есть еще один серьезный фактор, из-за которого молдавские компании с удовольствием сотрудничают с российскими компаниями.
Дело в том, что более половины молдавских компаний не заинтересованы в прямой рекламе своих продуктов на территории республики. Поэтому экспорт ИТ-продуктов осуществляется через третью сторону. Этой стороной и становятся российские компании.
Такая незаинтересованность местных компаний вызвана тем, что репутацию Молдовы в ИТ-сфере хорошей не назовешь. Более того, в некоторых странах национальный ИТ-имидж республики оценивается, как негативный. Поэтому сотрудничество с российскими компаниями вдвойне выгодно для местных фирм, и обусловлено желанием продвигать собственные услуги.
Стратегическое сотрудничество
Партнерство российских ИТ-компаний на молдавском рынке, как правило, зависит от предпочтений первых. Так компания «1С», создала здесь разветвленную партнерскую сеть. Количество ее партнеров на территории республики составляет около 10 компаний: Abandant Program, Account-Timbal, Contabilizare-Prof, Daac-Sistem, PGP-Program, «АС-Профнет», Sant, «Мир компьютеров», «Видикон» и другие.
К компаниям, имеющим менее разветвленную партнерскую сеть, можно отнести Digital Security; (молдавские партнеры: F-Line-Technologies и Deeplace); «ИнтерТраст» российский разработчик систем документооборота на базе Lotus Notes (партнер: «ТП Мастер»); Intersoft Lab (партнер: ГП Registru); компания R-Style (MoldIncomBank); BioLink Technologies International (партнер: Ritlabs) и др.
Второе место после партнерства занимает создание российскими компаниями в Молдове своих представительств. На территории республики свои представительства имеют: компания «ФОРС» (представитель: F-Line-Technologies); Optimum Web Service Agency (представитель: Dosarinfo); Conta (представитель: Contabilizare Com); «Перспективные Технологии» (представитель: «Сетевые технологии», эта же компания представляет интересы компании Syrus Systems). Также в Молдове представлены дистрибьюторы, ретейлеры и диллеры российских ИТ-компаний.
Некоторые дистрибьюторы, ретейлеры и диллеры российских ИТ-компаний в Молдове
Российская компания | Компания в Молдове | |
Дистрибьютор | Rover Computers | Riscom Computers |
«Лаборатория Касперского» | Monsato | |
Ретейлер | «Лаборатория Касперского» | Vota |
«Лаборатория Касперского» | Sigma | |
«Лаборатория Касперского» | «Мир Компьютеров» | |
Дилер | Bank's Soft Systems | Deeplace |
Таким образом, российские ИТ-компании имеют неплохие перспективы на рынке Молдовы. Несмотря на проблемы с законодательствами обеих стран и другие трудности, они расширяют свою деятельность и продвигают новые решения.
Елена Киселева / CNews.ru (Кишинев)