Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

"По зубам" ли дантистам системы автоматизации?

Любому руководителю необходимо "видеть" свой бизнес в целом, чему очень способствуют комплексные системы управления, уже давно используемые в медицине. В последнее время все большую популярность приобретают системы для автоматизации стоматологических клиник и отдельных зуботехнических лабораторий. Однако выбрать оптимальное решение непросто.

Выбор решения

Системы для стоматологии условно можно разделить по функциональным возможностям на 2 класса: ориентированные на лечебный процесс и универсальные. Первый тип сфокусирован исключительно на блоке лечения, иные виды учета (материальный, финансовый, страховой, административный) затронуты в нем более чем скромно. Такие комплексы достаточно просто внедряются (по уверениям разработчиков), но в процессе дальнейшего использования работникам клиники приходится вручную выполнять многие расчеты и готовить значительную часть отчетности. На решениях второго класса стоит остановиться подробнее. Наиболее популярными в Российской Федерации являются системы Dental-4-Windows, "Дент", "Инфодент" и MasterClinic.

Часто руководство клиники не понимает, как именно
Часто руководство клиники не понимает, как именно "неосязаемое" ПО может эффективно помочь в решении целого комплекса проблем

По функциональности все они примерно схожи. В каждой системе присутствуют функции, востребованные любой стоматологической клиникой: ведение картотеки пациентов, расписания приема, учета оказанных услуг, ведение истории болезни, расчеты со страховыми компаниями, различные финансовые и статистические отчеты. Последних, например, в MasterClinic насчитывается свыше 150. При этом в некоторых системах, например, в "Дент", часть функций, таких как учет и оформление больничных листов, вынесена за пределы основного программного модуля системы и распространяется за отдельную плату, которая составляет от $ 50 до $ 300.

Однако прежде всего потенциальному покупателю нужно определиться с требованиями к системе, которые во многом связаны с масштабом бизнеса. Приоритеты небольшой частной клиники в 3-4 кабинета будут отличаться от требований крупных стоматологий с сетью филиалов или лечебных учреждений, оказывающих наряду с услугами дантистов также общемедицинские и, например, косметологические. Если в первом случае определяющим является качество реализации стандартного функционала, то для клиентов со сложной организационной структурой на первый план выходят такие задачи, как организация работы нескольких касс и складов, автоматический контроль направлений пациента между специалистами, возможность записи на прием в любой из филиалов сети и т. д.

Некоторые компании-разработчики, например, "АП-Дент" и SDS, системы которых позволяют организовать работу нескольких отделений, имеют в своем арсенале также отдельные пакеты для зуботехнических лабораторий и косметологии. Это может быть удобно при автоматизации поликлиник.

Помимо функциональности и стоимости, при выборе решения для стоматологии важными являются также такие параметры, как требования к аппаратному обеспечению, влияющие на совокупную стоимость владения ПО, техническая поддержка, возможности интеграции с другими программными продуктами. Следует отметить, что системные требования у некоторых рассмотренных выше систем более чем скромные. Так, "Денту" требуется процессор Рentium-III с оперативной памятью 128 Мб и жесткий диск объемом 40 Гб, а для MasterClinic вполне достаточно процессора Celeron-1000 и винчестера на 20 Гб.

Однако в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Так, несмотря на то, что рассматриваемые решения обычно включают в себя возможности управления складскими запасами, расчета заработной платы, интеграция со специализированным бухгалтерским ПО здесь оставляет желать лучшего. "Дент" предусматривает загрузку справочников из "" с помощью отдельной утилиты стоимостью $50. А в MasterClinic взаимодействие с продуктами "1С" возможно только через "Copy/Paste".

Помимо стоимости самой системы, очень важную роль играют до- и послепродажный сервис, возможность для заказчика оперативно получить полный спектр услуг по внедрению системы в клинике – от консультаций по закупке оборудования до обучения персонала. Разработчики или дистрибьюторы рассмотренных систем предлагают услуги по внедрению и адаптации систем к условиям конкретной клиники, а также длительную техническую поддержку, как дистанционно, так и с возможностью выезда специалиста.

Российский разработчик приступил к созданию продуктов класса API Security
Безопасность

Российские разработчики обычно стремятся не только настраивать системы под конкретного заказчика, но разрабатывают дополнительные модули на заказ. При этом регулярно выходят обновления, включающие последние доработки. Частота обновлений меняется в диапазоне от 1 раза в 2 месяца ("Дент", "Инфодент") до 1 раза в неделю, как в MasterClinic. С одной стороны, частые обновления могут быть полезны, так как в данном случае у заказчика всегда установлена последняя версия продукта, а с другой, это может быть не всегда удобно.

Будущее автоматизации стоматологии

В заключение попытаемся оценить тенденции развития автоматизации современных стоматологических клиник на ближайшие 2–3 года. Дальнейший рост конкуренции и появление новых прекрасно оснащенных клиник постепенно приведет менеджмент к пониманию роли современных ИТ в процессе управления. Особо приятно отметить появление в клиниках профессионально подготовленных менеджеров, имеющих специальное бизнес-образование. Наибольшим спросом будут пользоваться решения, которые смогут доказать высокую эффективность вложений в ИТ при солидном успешном опыте работы на этом узком и весьма специфическом рынке. Скорее всего, новые игроки на этом поле не появятся, так как стоимость создания новой системы превышает 500 тыс. евро и занимает несколько лет.

Расширение функций систем автоматизации стоматологии будет идти по следующим направлениям: маркетинг (реализация и дальнейшее совершенствование CRM, SCR, OLAP, BPM), в частности, анализ баз пациентов клиники в целях снижения оттока пациентов и привлечения новых пациентов, внутренний аудит (оценка и контроль лояльности персонала, оценка внутренних резервов, минимизация потерь, расследование внутренних инцидентов), создание комплексов для смежных областей — эстетической стоматологии, косметологии и эстетической медицины.

Павел Таранов, МТС: Микросервисный подход позволяет экосистеме быстрее двигаться и меняться
Телеком

Уровень ценовых предложений в России будет постепенно выравниваться, и в перспективе средняя стоимость лицензии на 1 рабочее место не превысит $ 250. Ключевым фактором выбора систем станут уровень и качество предоставляемой поддержки, репутация компании-разработчика и, традиционно, инсайдерская информация.

Уровень проникновения ИТ в современные клиники будет повышаться, но вероятная оценка составит не более 30%; для новых клиник следует ожидать более высокого уровня автоматизации – до 50%.

Илья Лившиц