Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

"По зубам" ли дантистам системы автоматизации?

Любому руководителю необходимо "видеть" свой бизнес в целом, чему очень способствуют комплексные системы управления, уже давно используемые в медицине. В последнее время все большую популярность приобретают системы для автоматизации стоматологических клиник и отдельных зуботехнических лабораторий. Однако выбрать оптимальное решение непросто.

Современная стоматологическая клиника работает 7 дней в неделю, оказывая все виды лечебной, диагностической и консультационной помощи. Помимо растущей конкуренции, работу на этом рынке характеризует множество специфических особенностей. Так, страховые компании, банки, выдающие кредиты на лечение и протезирование, требуют специализированную отчетность. Вместе с тем, и пациенты хотят получать отчет о лечении с указанием точных сумм, а также документы для налоговой инспекции для удержания потраченных денег. Руководству клиники необходимо "видеть" свой бизнес в целом, оперативно выявлять различные проблемы, отслеживать и пресекать случаи злоупотребления, недостачи материалов и т. п. В этой ситуации стоматологические клиники уже не могут позволить себе вести учет "по старинке" – в амбарной книге или в файлах Excel, как это делалось раньше.

Современная система автоматизации для стоматологии должна стать эффективным инструментом, позволяющим автоматизировать все бизнес-процессы отрасли, вне зависимости от формы собственности, размера и специализации конкретной стоматологической клиники. Существующие на ИТ-рынке известные мощные решения класса ERP (например, SAP/R3, Oracle e-Business Suite, Microsoft Navision/Axapta и пр.) предназначены, как правило, для автоматизации крупных нефтегазовых, металлургических или финансовых корпораций с годовым оборотом, превышающим миллиарды евро. В определенной степени это относится и к известным российским решениям (например, система управления "Галактика").

Состояние рынка ИТ-стоматологии

Среди систем управления больничными комплексами, известных в России (например "Медиалог", "Интрамед" и пр.), также нет эффективного функционально законченного блока управления стоматологической клиникой (отделением). Нам известно только об одном примере решения для автоматизации деятельности стоматологии, созданного крупным российским разработчиком ПО, — это "1С: Стоматология". Однако по ряду причин это ПО не смогло разделить успех флагманского продукта "1С: Бухгалтерия".

Почему крупнейшие разработчики ПО, в том числе специального медицинского, не готовы предложить эффективное и функционально сбалансированное решение для автоматизации стоматологии? По мнению автора, основные причины такой ситуации заключаются в том, что предметная область медицины вообще, и стоматологии в частности, представляет собою очень сложный объект для анализа и, как следствие, для составления адекватной бизнес-модели и создания соответствующего ПО. Естественно, построение любых сложных систем, тем более систем управления, требует значительных ресурсов (финансовых, временных, персонала). Известно, что стоимость лицензии на 1 рабочее место для систем ERP превышает $ 1.500 (решения отечественных компаний приближаются к этой сумме). Владельцы стоматологических клиник в настоящее время объективно не готовы к такому уровню затрат на ИТ, в отличие от заказчиков из нефтегазового или металлургического секторов экономики, обладающих внушительными ИТ-бюджетами.

Сейчас на рынке СУСК (системы управления стоматологическим комплексом) достаточно предложений как от российских, так и от зарубежных разработчиков. Это не самые крупные игроки рынка ПО, но их решения устраивают заказчиков по основным критериям: стоимости и функциональным возможностям. Приятно отметить, что, по мнению менеджеров большинства стоматологических клиник, российские СУСК превосходят зарубежные решения по многим параметрам.


Название системы Страна Разработчик Год появ-
ления
Количество заявленных внедрений Минимальная цена
лицензии, $, вариант:
автономный сетевой
Dental-4-Windows Австра-
лия
Centaur Software Development 1991 Более 200 950 1300
«Дент» Россия «АП-Дент», Екатеринбург 1994 280 350 650
«Инфо-
дент»
Россия SDS, Москва 1997 Более 200 250 950
Master-
Clinic
Россия «Российский стомато-
логический портал», Петербург
1999 20 300 990

Источник: CNews Analytics, 2006

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

Определить объем рынка систем автоматизации стоматологических клиник достаточно сложно, однако, по оценкам разработчиков MasterClinic, общий уровень проникновения таких комплексов в крупных городах на сегодняшний день не превышает 10%. При этом только в Санкт-Петербурге действует более 1 тыс. клиник. Права на ошибку практически нет – на любом крупном перекрестке работает 3–4 стоматологические клиники, где с радостью примут пациентов, обиженных у соседа-конкурента. Стоматологические клиники уже не могут позволить себе вести учет "по старинке" в толстых тетрадках "в клеточку", так как менеджменту необходимо оперативно принимать решения по управлению бизнесом, стоимость которого достигает миллионов евро. В этих условиях менеджмент должен демонстрировать высокую скорость и качество принимаемых управленческих решений, что достаточно сложно без внедрения эффективной системы управления клиникой, поэтому развитие таких систем можно считать перспективным.

Тем не менее, спрос на системы автоматизации стоматологии пока нельзя объективно назвать взрывным. Здесь существуют те же проблемы, что и на российском ИТ-рынке в целом. Основные причины, препятствующие быстрому развитию автоматизации в стоматологии, следующие: во-первых, это ограниченное использование ИТ в клиниках, невысокий общий уровень "компьютерной грамотности" населения вообще и персонала клиник в частности. Затем, это сложность восприятия ИТ как инструмента менеджмента. Часто руководство клиники не понимает, как именно "неосязаемое" ПО может эффективно помочь в решении целого комплекса проблем. Далее, непонимание необходимости расходов на лицензионное ПО. Руководство клиники часто полагает, что покупка за 60 рублей одного компакт-диска "все в одном" в ближайшем подземном переходе поможет построить надежную и безопасную ИТ-инфраструктуру. Также не хватает наглядности при демонстрации работы ПО: часто можно услышать вывод, что "система вообще не работает", если в демо-версии нет чего-то, что хочет увидеть заказчик. Максимально полно оценить аналитический блок СУСК можно только на рабочем массиве данных, в реально работающей клинике. Далее, сложность "быстрой обратной связи" и внесения изменений: для планирования изменений в ПО разработчикам приходится постоянно быть в курсе текущих изменений в целом ряде областей: в медицине, бухучете, в страховых правилах и пр. Авто настоятельно рекомендует регулярно устраивать "круглые столы", семинары и конференции, которые помогут сблизить интересы пользователей и разработчиков.