Статья

BPM: в России все еще описывают процессы, а не меняют

Конференции
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева / CNews

Первые BPM-проекты в России начали реализовываться в 2007–2009 гг. Затем волна интереса сменилась периодом разочарования. Сегодня на рынке созданы все предпосылки для активного внедрения систем управления бизнес-процессами. Но для того, чтобы его обеспечить, надо более внимательно относиться к запросам бизнеса – работать с критически важными бизнес-процессами, автоматизация которых может быстро продемонстрировать ощутимый результат.


Основной спрос на BPM приходится на не самый благоприятный период экономики

Игорь Моренко, генеральный директор компании «Лион Софт», и Юрий Рубцов, эксперт по развитию решений Microsoft Project&Visio, рассказали, что может получить бизнес от современных BPM-технологий и с чего начать их внедрение.

CNews: Как вы оцениваете зрелость российского рынка BPM по сравнению с рынком США и Европы?

Юрий Рубцов: По нашему мнению, в России большой потенциал для роста. Исходя из запросов заказчиков, мы видим, что рынок только формируется. С какой-то стороны его стимулирует экономическая ситуация, с другой, компании мотивируют более продвинутые конкуренты. Но в любом случае, тренд позитивный.

Игорь Моренко: Клиенты в США и Западной Европе, как правило, уже успели установить и освоить одну или несколько BPM-систем. В России многие компании лишь начинают задумываться над регламентацией процессов. Microsoft Visio служит идеальным инструментом для этой цели. С ним наши клиенты могут извлечь уроки из чужого опыта и избежать многих ошибок и излишних затрат, с которыми столкнулись их зарубежные партнеры. Это особенно актуально для сегодняшних реалий рынка.

CNews: Как BPM может помочь компании пережить экономические сложности?

Юрий Рубцов: Мы давно заметили, что есть продукты, основной спрос на которые приходится на не самый благоприятный период экономики. Прежде всего это решения для проектного и процессного управления. Компании стремятся взять под контроль все проекты и затраты по ним, убрать ненужные активности или усилить стратегические. Но при этом сама по себе система не приносит бизнесу результат. Для эффективной работы нужны, как мы их называем, «три столпа»: люди, регламенты, ИТ-система. Это релевантно в отношении любого ИТ-продукта. Со своей стороны, мы видим ВРМ прежде всего как инструмент оптимизации бизнеса. При этом, «оптимизировать» – не всегда значит что-то сокращать, иногда оптимизация может потребовать, наоборот, увеличение ресурсов на стратегических задачах.

Игорь Моренко: Современные ВРМ-технологии являются ключевым инструментом оптимизации управления на всех уровнях, делают бизнес прозрачным и предсказуемым, повышают эффективность и производительность труда как каждого конкретного сотрудника, так и компании в целом.

CNews: Какие функции необходимы для моделирования бизнес-процессов?

Юрий Рубцов: Прежде всего продукт должен быть понятным и удобным. В этом плане Visio выгодно отличается своей знакомой офисной лентой. Руководителю не нужно обучать сотрудников и тратить на это много времени и ресурсов. Ну и, конечно, требуются возможности совместной работы. Сейчас все больше людей хотят работать совместно, вместе редактировать или смотреть схемы с любого места.

Еще хочу отметить дополнительное преимущество – кроме моделирования бизнес-процессов, у Visio есть другие сценарии использования, упрощающие существующие бизнес-процессы компании. Например, при помощи Visio можно создавать веб-панели мониторинга ключевых показателей эффективности всей компании или ее отдельных подразделений и филиалов, ИТ-специалисты могут создавать схемы информационных сервисов и их компонентов, а HR специалисты – организационно-штатные структуры компаний и даже системы для обучения и инструктажа сотрудников. Visio может «оживлять» диаграммы данными, которые он способен собирать из различных источников: бизнес-приложений, баз данных, таблиц Excel и даже папок с файлами различных типов (например, фотографии сотрудников, автоматически ассоциируя при этом название фото с тем или иным сотрудником на диаграмме).

Дизайнеры могут легко создавать в нем различные схемы, даже комиксы, или же, например, прототипы сайтов, которые при этом будут так же кликабельны, как и обычный веб-сайт, что позволяет увидеть сайт «в действии» до начала его разработки.

Игорь Моренко: При успешном внедрении продукты для моделирования служат естественным каркасом, вокруг которого кристаллизуется повседневное функционирование предприятия на всех его уровнях. Продукт должен быть доступен, близок и понятен рядовым пользователям. Только в этом случае BPM-инициативы будут благосклонно восприняты и внедрены всеми сотрудниками организации в сжатые сроки. Не меньшее значение играют возможности прямой интеграции с существующими ИТ-системами клиента. Гибкость Visio как нельзя лучше отвечает и этому критерию. Компании с развитой ИТ-инфраструктурой не стоят перед альтернативой выбора того или другого инструмента, а используют Visio как организационный центр для визуализации и интеграции своих ИТ-систем. Сотрудники компании «Лион Софт» имеют уникальный опыт интеграции Visio с множеством ведущих систем BPMS, EA, BPA, ERP, ECM, QAS, ETL и разнообразными SOA-сервисами в крупных международных проектах.

CNews: Какие пути оптимизации расходов на внедрение такого решения вы видите?

Юрий Рубцов: Cтоимость решения прежде всего формируют стоимость ИТ-системы, стоимость внедрения и кастомизации плюс затраты на дальнейшую поддержку. Если компания только планирует внедрять BPM, то лучше начать с более простых и недорогих решений. Как раз здесь и приходит на выручку Visio как способ легко зайти в сферу BPM без существенных затрат.

Игорь Моренко: Существенную долю затрат на внедрение составляет регламентация исходных процессов предприятия. Во многих случаях ее совсем не обязательно поручать дорогим профессиональным консультантам. Никто лучше самих сотрудников не знает тех самых процессов, по которым они ежедневно работают. Visio дает возможность каждому сотруднику компании напрямую участвовать в BPM инициативах, делиться своими уникальными знаниями, быстро доводить до руководства реальное положение дел на местах, естественно укладываясь в готовые профессиональные регламенты. Зачастую такая информация гораздо важнее, чем предопределенная регламентация, навязанная внешним консультантом.

Лишь на следующем этапе, когда первичные данные уже собраны, наступает время для их анализа, обобщения и, далее, совершенствования собранных первичных процессов. В этой ситуации отличным подспорьем служит специальный продукт Enterprise Explorer, который позволяет в считанные минуты превратить разрозненные диаграммы в профессиональный репозитарий бизнес-процессов компании.