Спецпроекты

На страницу обзора
Технологии самообслуживания в ритейле нужны не для сокращения издержек
В Калининграде и области с 2014 г. открылось 54 магазина SPAR. В том числе — крупнейший INTERSPAR в новом ТРК «Балтия Молл» в декабре 2020 г. О том, какие технологии позволяют ритейлеру быстро обслуживать покупателей этого и других магазинов сети, в интервью CNews рассказал Вячеслав Бельчиков, руководитель ИТ «SPAR Калининград».

Вячеслав Бельчиков«SPAR Калининград»

CNews: Вячеслав, как вам новый INTERSPAR с позиции покупателя?

Вячеслав Бельчиков: Впечатляет. Особенно предложения для любых категорий покупателей — от тех, кто заскочил за перекусом, до тех, кто готов не спеша провести время с семьей.

В Калининграде и области с 2014 г. открылось 54 магазина SPAR

Зона «Grab & Go», открытые кухни, кофе на вынос, акционная аллея, своя коптильня, детские развлечения и прочее — посмотрите отличный фоторепортаж из этого магазина, благодаря которому можно виртуально по нему прогуляться.

CNews: Теперь взгляд «изнутри». Как справляются кассы с наплывом посетителей?

Вячеслав Бельчиков: За день через новый INTERSPAR проходят примерно 2300 покупателей, очередей не бывает. В магазине 10 классических касс и 6 касс самообслуживания.

Классическая касса в новом INTERSPAR

Кассиры работают быстро — в Set Retail. Мы с этой системой уже много лет, а с 2007 года сотрудничаем с компанией CSI — ее поставщиком.

CNews: Какие требования у вас к кассовой системе?

Вячеслав Бельчиков: Инженерам SPAR важна была простота развертывания и администрирования, совместимость со всем новым оборудованием на рынке, даже если оно только появилось. И минимум ошибок в работе. Все это мы получили. Кассиры ценят простой интерфейс, покупатели — быстрое обслуживание. Могу отметить пару опций в системе и для бизнеса. Например, сокращение длины чека. За 5 лет мы сэкономили больше 30 километров чековой ленты. Для маркированной продукции используется специальный модуль Set Mark, который помогает соблюдать требования законодательства при продаже алкоголя.

CNews: Как это сказалось на количестве претензий от Росалкогольрегулирования?

Вячеслав Бельчиков: Мы подключили Set Mark Alco год назад — с тех пор ни одного замечания.

CNews: С чем взаимодействует кассовая система в вашей ИТ-инфраструктуре?

Вячеслав Бельчиков: Она обменивается данными с учетной системой «1С-Рарус: Торговый комплекс», с BI-системой и с системой лояльности Manzana. Из систем бизнес-аналитики мы обращаемся в Set Retail за информацией о чеках и продажах — ее изучают наш маркетинг и коммерческий отдел. Частично используем встроенные инструменты модуля лояльности Set — заводим скидки и купоны для привлечения новых покупателей. С участниками программы лояльности уже коммуницируем через мобильное приложение и систему Manzana.

CNews: Сегодня особый интерес вызывают технологии самообслуживания. Какова история их появления в сети?

Вячеслав Бельчиков: Мы первыми начали устанавливать кассы самообслуживания в Калининградской области, это было в 2014 году. Покупатели тогда видели такое только в соседней Польше. Как и сейчас, по оборудованию работали с CSI — для коллег это тоже был первый опыт внедрения SCO.

Кассы самообслуживания

Сегодня в сети уже 53 кассы самообслуживания в 9 магазинах. Их стабильно выбирают 50% покупателей, а в пиковые дни — до 70%.

CNews: Но так было не сразу?

Вячеслав Бельчиков: Да, в первую итерацию покупатели оказались не готовы к переменам и, несмотря на любопытство, предпочитали классические кассы. После небольшой паузы мы возобновили проект. К тому времени усовершенствовалась функциональность самих КСО, да и покупатели созрели, привыкнув оплачивать через терминалы связь, штрафы и «коммуналку». По-новому обучая сотрудников, мы в итоге стали привлекать больше покупателей на острова SCO, ну а в 2020 году безусловно повлияла пандемия.

CNews: 50-70% покупателей — это довольно высокий показатель!

Вячеслав Бельчиков: Это результат грамотного планирования и востребованности технологии. Средняя доля безналичных платежей у нас в сети — 60%. Кстати, в первых 6 магазинах все КСО были с модулем приема наличных. Сейчас мы постепенно заменяем их кассами с безналичной оплатой, а в новых магазинах — миксуем, экспериментируем. Безналичные кассы требуют меньше ресурсов на обслуживание.

Безналичные кассы требуют меньше ресурсов на обслуживание

CNews: Какой результат от обустройства зон SCO вы считаете главным?

Вячеслав Бельчиков: Технологии самообслуживания, на мой взгляд, — это не столько про финансовую выгоду или сокращение издержек ритейлера, сколько про соответствие требованиям времени. Это современный облик магазина и важный для покупателя сервис — возможность выбрать быстрый и удобный вариант оплаты. Изначально с помощью КСО мы решали проблему очередей в магазинах.

CNews: Как вы проектируете новые зоны КСО?

Вячеслав Бельчиков: У нас есть опыт и отлаженный внутренний процесс их согласования при поддержке CSI. Коллеги за 7 лет оборудовали множество зон КСО по всей России, у них есть проверенная методика и формулы расчета, чтобы зона стала эффективной.

Как правило, в крупные магазины мы ставим по 6 касс на «остров» — на случай, если одна касса будет на обслуживании, например. Практика подтверждает, что это оптимально.

CNews: Какое оборудование используется на «островах»?

Вячеслав Бельчиков: Diebold Nixdorf. В одном из открывшихся в декабре 2020 года магазинов мы тестируем также станцию оплаты CSI K. До этого она 3 недели работала в нашей офисной столовой, а сейчас стоит в зоне Grab&Go — это такой элемент планировки, типичный для европейских SPAR, который позволяет не проходить вглубь гипермаркета, а сделать «короткую петлю» и взять со стеллажа готовый перекус, напитки. CSI K тоже работает в Set Retail — поставили, включили в сеть и все. Посмотрим на отклик покупателей.

CNews: Что у вас в планах на 2021 год?

Вячеслав Бельчиков: Планируем открыть еще 10 магазинов. Кроме того, 2021 год будет годом выбора реализации формата Scan&Go. Это позволит нам и дальше повышать комфорт от покупок в магазинах SPAR.

Короткая ссылка