Спецпроекты

На страницу обзора
Как создавалась региональная система электронного правительства Тульской области

По заказу Центра информационных технологий (ЦИТ) Тульской области компания «Форс» разработала и внедрила инструменты, обеспечивающие технологическую инфраструктуру оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Сегодня на портале автоматизировано получение более 150 госуслуг. А с момента ввода системы в промышленную эксплуатацию  гражданам было предоставлено свыше 200 000 услуг.

Партнерство «Форс» с ЦИТ Тульской области началось в 2013 г., когда компания внедрила в регионе собственное типовое решение для создания регионального сегмента электронного правительства (РСЭП). Оно было доработано с учетом специфики стоявших в данном проекте задач и особых требований по функциональности и масштабируемости. Развитие системы с постепенным наращиванием функционала продолжается и сегодня. Необходимо отметить, что она находится в собственности у заказчика, а не приобретена им на условиях аренды.

Результаты в цифрах:

- реализовано более 100 межведомственных взаимодействий как через ЕСМЭВ, так и внутри региона;
- на портале автоматизировано получение более 150 госуслуг;
- более 200 000 оказанных услуг на региональном портале.

Цели проекта

Одной из важнейших задач, поставленных заказчиком перед исполнителем, было создание единой автоматизированной системы приема, регистрации и выдачи необходимых документов организациям и гражданам при предоставлении государственных и муниципальных услуг. При этом должны были быть обеспечены комфортные условия доступа к государственным услугам в режиме одного окна. Во-вторых, следовало свести к минимуму бумажный документооборот. И в-третьих, повысить эффективность оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

В ходе выполнения поставленных задач компанией «Форс» были реализованы функции по обеспечению передачи запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг; обмену электронными сообщениями между организациями, подключенными к системе, и информированию о ходе и результатах исполнения запросов на предоставление таких услуг.

Как развивался проект

На первом этапе были разработаны региональный портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi71.ru, единая шина обработки данных, система исполнения регламентов, средства интеграции с типовым реестром государственных услуг, каталог услуг, единое хранилище заявок граждан и общие справочники.

Основные преимущества типового решения «Форс»:

- разработка на базе промышленной платформы. Возможность оптимизации затрат на закупку лицензий на ПО;
- гибкость настройки системы в целом, а также отдельных ее компонентов;
- масштабируемость системы, функциональность которой может быть расширена при подключении дополнительных источников информации или при изменении нормативной базы;
- реализация по модульному принципу – обмен информацией между отдельными системами осуществляется посредством веб-сервисов стандартизованной структуры;
- использование интеграционной шины в качестве единственного средства обмена информационными ресурсами в системе исполнения регламентов;
- наличие централизованно поддерживаемых адаптеров, что позволяет не разрабатывать заново программный код, а использовать комбинацию уже имеющихся алгоритмов для создания комплексных сервисов;
- возможность для заказчика самостоятельной модификации административных процессов в составе государственных и муниципальных услуг в случае изменения нормативно-правовой базы.

Это позволило решать задачу предоставления государственных и муниципальных услуг как при наличии ведомственных информационных систем, так и при их отсутствии. При наличии ведомственных систем для взаимодействия с ними должна использоваться интеграционная шина, при их отсутствии в ведомстве можно использовать систему исполнения регламентов.

Отдельным направлением работ стала интеграция с региональной системой многофункциональных центров оказания услуг, поставленной компанией БФТ.

Однако, пожалуй, главным преимуществом предложенного «Форс» решения стала возможность для заказчика собственными силами производить настройку электронных регламентов оказания услуг без привлечения труда профессиональных программистов и разработчиков. Специалисты ЦИТ получили практические навыки работы с системой и самостоятельно настроили более 150 электронных регламентов оказания услуг на региональном портале, а по межведомственным запросам счет идет уже на сотни.

Министерством по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области совместно с ЦИТ и при участии региональных органов власти были сформированы и утверждены пакеты нормативных правовых и регламентирующих документов, что при соответствующей инфраструктурной поддержке позволило перевести РСЭП Тульской области в постоянную эксплуатацию, интегрировать ее с Единой системой межведомственного взаимодействия на федеральном уровне и, самое главное, – обеспечить доступность услуг населению области.

На новом витке

Первый же опыт внедрения и эксплуатация системы в 2013 – 2015 гг. продемонстрировал необходимость расширения функционала. В ходе работ по доработке решения в него были включены дополнительные модули и компоненты для регистрации заявки на услугу, что позволяло создавать новые обращения в ведомстве или в МФЦ в процессе личного приема заявителей, регламентированного информационного обмена и направления запросов из одного ведомства в другое, а также создания сервисов взаимодействия, обеспечивающих подготовку информации для генерации веб-сервисов в рамках межведомственных запросов.

Компоненты электронного правительства, реализуемые «Форс» на региональном уровне:

- реестр государственных и муниципальных услуг;
- региональная система межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ);
- система исполнения регламентов (СИР);
- подсистема многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг.

Сегодня система адаптирована к использованию сведений в формате сервисов «СМЭВ 3.0», а в текущем году на gosuslugi71.ru появились интерактивные виджеты Единого портала государственных услуг.

На текущий момент можно смело утверждать, что Тульская область максимально комплексно подошла к вопросу автоматизации процессов оказания услуг, обеспечив создание технологической среды для их получения посредством всех доступных интерфейсов – непосредственно в самом региональном органе власти, в многофункциональном центре оказания услуг, либо на региональном портале госуслуг. При этом, каким бы интерфейсом ни воспользовался гражданин, он может быть уверен в результате – получении полноценной качественной услуги в минимально короткий срок.