Разделы

Бизнес Законодательство Инвестиции и M&A Телеком Мобильная связь

Власти «защитят» «Билайн» от варягов

ФАС решила опротестовать недавнее увеличение норвежской Telenor своей доли в Vimpelcom до 39,5% голосующих акций. Юристы сомневаются в перспективах дела и считают его «политическим сигналом», посланным российскими властями Telenor.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит иск к норвежской компании Telenor относительно недавнего увеличения ее доли в телекоммуникационном операторе Vimpelcom (работает в России под брендом «Билайн») с 25,01% до 39,5% голосующих акций. Как сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на представителя службы, ФАС считает, что осуществленные Telenor сделки произошли с нарушением Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (№57-ФЗ).

Если антимонопольному ведомству удастся отстоять в суде свою позицию, то сделки будут признаны недействительными. В пресс-службе ФАС не стали комментировать подробности предстоящего иска. В российском представительстве Telenor сообщили лишь, что предоставили ответ на запрос со стороны ФАС по данным сделкам.

Напомним, в феврале Telenor за $374,4 млн выкупила 11,1% голосующих акций Vimpelcom у египетского миллиардера Нагиба Савириса. Чуть позже норвежцы за $715 млн докупили еще 3,2% голосующих акций Vimpelcom у JP Morgan, которая с лета прошлого года вела их скупку в интересах Telenor. Разница в ценах этих двух сделок объясняется тем, что у Савириса выкупались привилегированные акции, которые обладают правом голоса, но не торгуются на бирже и, соответственно, не имеют рыночной стоимости.

Российская «дочка» Vimpelcom - ОАО «Вымпелком» - вместе со своими конкурентами (МТС и «Мегафон») действительно относится к перечню активов, стратегически важных для безопасности и обороноспособности страны. Федеральный закон №57-ФЗ требует одобрения от правительственной комиссии по стратегическим инвестициям при сделках, в результате которых доля иностранного инвестора превышает 50% от общего числа голосующих акций.


ФАС обеспокоилась иностранным большинством в управлении «Билайна», но пока беспокойство выглядит дежурным ритуалом

Если инвестор находится под контролем иностранного государства, порог снижается до 25%. Крупнейшим акционером Telenor является правительство Норвегии. Правда, Telenor и ранее владел долей более чем 25%, а порог в 50% компания не превышала. Впрочем, закон требует обращаться за разрешением и в случаях, если иностранный инвестор получает возможность избирать более половины состава совета директоров.

Что ждут пользователи от российской системы ВКС?
Импортонезависимость

До недавнего времени, согласно акционерному соглашению Vimpelcom, норвежцы имели только три места из девяти в его совете директоров. Но из-за уменьшения другим крупным акционером Vimpelcom - «Альфой-групп» - своей доли до менее чем 25%, старое акционерное соглашение перестало действовать, а новое еще не заключено. Не исключено, что возможность Telenor увеличить свое представительство в совете директоров и вызвала обеспокоенность ФАС.

Впрочем, юристы сомневаются в возможности ФАС оспорить сделки. У ОАО «Вымпелком» только один акционер – зарегистрированная на Бермудских островах компания Vimplecom, акционером которого является Telenor, - отмечает эксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов. - Соответственно, запретить Telenor голосовать на собраниях акционеров российского «Вымпелком» невозможно, а для вынесения аналогичного запрета в отношении Vimpelcom нет оснований. Так что даже если ФАС и выиграет суд, исполнить это решение будет невозможно».

Богатов предполагает, что угроза со стороны ФАС является, скорее, политическим жестом, призванным продемонстрировать норвежской компании, «кто в доме хозяин». В таком случае это может быть выгодно «Альфе-групп», которая много лет конфликтует с Telenor и, соответственно, увеличение доли норвежцев в Vimpelcom не играет ей на руку. В телекоммуникационном подразделении «Альфы» - холдинге Altimo - от комментариев отказались.

Игорь Королев