Россия: господдержка ИТ обрела лицо
К настоящему моменту можно говорить о том, что программа господдержки высоких технологий в России окончательно обрела свой облик, и ее основными компонентами станут венчурные фонды и «территории роста». Весь комплекс мер представляет собой развитие идей по развитию ИТ-отрасли, высказанных в ходе совещания в Новосибирске 11 января 2005 г. с участием президента Путина. За прошедшие полтора года можно было наблюдать жесткий спор между МЭРТ и Мининформсвязи за лидество в этой программе.Этот спор стал причиной дублирования основных мер поддержки отечественного высокотехнологичного сектора. Так, практически одновременно в августе были утверждены объемы Российской венчурной компании – «фонда фондов», созданного по проекту МЭРТ, и Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий – венчурного фонда ИТ-отрасли, инициатива которого исходила от Мининформсвязи. Параллельно развиваются и два проекта «полюсов роста» – особых экономических зон (МЭРТ) и технопарков (Мининформсвязи).
Основные меры инновационной политики РФ на 2005-2007 годы
меры поддержки |
МЭРТ |
Мининформсвязи |
венчурные фонды |
Региональные государственно-частные венчурные фонды: 2005 год 5 фондов с совокупным вкладом федерального бюджета 560 млн руб. 2006 год - планируется создать еще 8 фондов с совокупным вкладом федерально бюджета 656 млн руб. «Фонд фондов». Российская венчурная компания. Объем - 15 млрд руб. (Инвестфонд) |
Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий 1,5 млрд руб. (Инвестфонд) |
инновационная инфраструктура |
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа (Дубна, Зеленоград, Санкт-Петербург, Томск): В 2006 году особым экономическим зонам планируется выделить 8 млрд руб. (федеральный бюджет) |
Технопарки (Черноголовка, Санкт-Петербург, Новосибирск, Саров, Обнинск, Казань, Тюмень) - 2 млрд руб. в 2006-2007 годах (федеральный бюджет). |
Анализ финансовых вложений в проекты показывает, что большая часть финансирования инновационной политики будет вестись через МЭРТ, и таким образом финансовое лидерство приходится на ведомство Германа Грефа. Тем не менее, Мининформсвязи удалось сохранить за собой ключевую функцию управления процессом создания ИТ-парков, что говорит о том, что процесс создания и развития ИТ-компаний будет координироваться именно им.
Анализ распределения объектов инновационной инфраструктуры по регионам показывает, что ни в одном регионе в рамках программ правительства не создается всех трех элементов одновременно, хотя, по своей сути, они являются взаимодополняющими: инновационные предприятия получают стартовый капитал от венчурных фондов, инфраструктуру в технопарках и благоприятный налоговый режим в ОЭЗ. Таким образом, идея создания концентрированных «полюсов роста» получила лишь частичное воплощение. Впрочем, данное обстоятельство смягчается тем, что в следующем году будут создаваться новые региональные венчурные фонды, а средства РИФИКТ и частных фондов с участием РВК будут распределяться в пользу наиболее конкурентоспособных проектов вне зависимости от региона.
Кроме того, в ряде регионов уже имеются элементы инновационной инфраструктуры созданные за счет регионов, частных инвесторв и более ранних госпрограмм. Например, в Москве уже существует ряд рентабельных технопарков, в том числе, технопарк «Зеленоград». В Татарстане работает региональная инновационная система состоящая из технопарка «Идея» (и его филиалов) и Инновационно-венчурного фонда, а меры федерального правительства (создание венчурного фонда и федерального технопарка) являются развитием уже существующей технозоны. В Сарове уже ведутся работы по созданию технопарка, инвестором в котором выступает АФК «Система». По всей стране функционирует обширная сеть вузовских технопарков. Таким образом, можно ожидать появления синергетического эффекта от взаимодействия новых объектов инновационной инфраструктуры с уже существующими объектами, если их руководство найдет взаимопонимание и сформулирует общие взаимовыгодные цели.
Наличие в регионах элементов инновационной инфраструктуры, создаваемых в рамках действий правительства
регион |
Региональ-ный венчурный фонд (2005 год) |
технико-внедрен-ческая ОЭЗ |
технопарк (правительст-венная программа) |
Москва (с Зеленоградом) |
+ |
+ |
- |
Томск |
+ |
+ |
- |
Санкт-Петербург |
- |
+ |
+* |
Обнинск |
- |
- |
+ |
Казань |
+ |
- |
+ |
Саров |
- |
- |
+ |
Тюмень |
- |
- |
+ |
Дубна |
- |
+ |
- |
Черноголовка |
- |
- |
+ |
Пермь |
+ |
- |
- |
Красноярск |
+ |
- |
- |
Новосибирск |
- |
- |
+ |
*Следует отметить, что петербургский ИТ-парк, создаваемый на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) не входит в Санкт-Петербургскую ОЭЗ