Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Россия: ЭЦП узаконят повторно?

Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», принятый в январе 2002 г., вступал в противоречие с международной практикой и внутренней законодательной базой РФ и, фактически, так и не заработал. Новая редакция закона, о которой неоднократно писал CNews, вероятно, еще в этом году будет направлена на рассмотрение в правительство РФ.
Закон 2002 г. содержит ряд недостатков. С одной стороны, положения закона «Об ЭЦП» не соответствуют основным принципам, реализуемым в иностранном законодательстве и международном праве при осуществлении правового регулирования электронных подписей, таким, как «технологическая нейтральность» законодательства, правовое признание различных видов электронной подписи, свободное использование различных средств электронной подписи, добровольная аккредитация удостоверяющих центров. Вопреки сложившейся мировой практике, закон допускает использование единственной технологии электронной цифровой подписи, устанавливает обязательное лицензирование удостоверяющих центров, обязывает применять сертифицированные средства электронной цифровой подписи.

С другой стороны, закон «Об ЭЦП» не согласован с некоторыми законодательными актами РФ, в том числе о лицензировании отдельных видов деятельности и о техническом регулировании. В законе отсутствуют положения об ответственности удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей электронных цифровых подписей.

Новая редакция Федерального закона «Об ЭЦП» призвана исправить указанные недостатки. Как отметила для CNews один из разработчиков новой редакции закона, член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ Нина Соловяненко, в новую редакцию закона включены отношения по использованию различных видов электронной подписи, в том числе усиленной и квалифицированной. «Правовое признание электронной подписи не должно зависеть от применяемой технологии, а осуществляться в соответствии с юридическими условиями, установленными законом, — отмечает г-жа Соловяненко. — Так, электронное сообщение, подписанное квалифицированной электронной подписью, следует по общему правилу признавать электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, а электронное сообщение, подписанное электронной подписью, не являющейся квалифицированной, — только в случаях, установленных нормативными правовыми актами или соглашением сторон». При этом электронная подпись не может быть признана недействительной только на том основании, что она не является собственноручной подписью, либо не имеет сертификата электронной подписи.

Внимание! CNews Analytics готовит аналитический Обзор "Информационные технологии в органах государственной власти 2006".
В рамках Обзора будет размещен рейтинг ИТ-проектов в органах государственной власти России. В случае, если вы заинтересованы в размещении рекламно-информационных материалов, просьба обращаться к ведущему Обзора.

В новой редакции закона «Об ЭЦП» предусматривается добровольная аккредитация удостоверяющих центров и устанавливаются требования, которым должен соответствовать аккредитованный удостоверяющий центр, а также выдаваемые им сертификаты. По закону удостоверяющий центр создает сертификаты электронной подписи, подписывая их электронной подписью, основанной на принадлежащем ему сертификате, выдает их, ведет реестр выданных и аннулированных сертификатов. Предусмотренные в новой редакции закона «Об ЭЦП» требования к средствам электронной подписи приведены в соответствие с законодательством РФ о техническом регулировании.

«В настоящее время законопроект не внесен ни в правительство, ни в Государственную Думу, — рассказала CNews г-жа Соловяненко, — однако осуществлена рассылка нового законопроекта по министерствам и получены положительные отзывы. Закон существует не только внутри рабочей группы. Сложилась достаточно неопределенная ситуация вокруг рассматриваемого закона. Тем не менее, говорить, что его на данный момент не существует, было бы не совсем правильно… Возможно, уже в этом году законопроект будет внесен на рассмотрение в правительство. В следующем году законопроект будет внесен правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу».

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

"Закон об ЭЦП еще на стадии принятия вызывал немало вопросов, большинство из которых актуально и сегодня, — комментирует ситуацию Сергей Шалманов, аналитик CNews Analytics. — В то же время закон работает, например, развернута система «Единый реестр конкурсов и торгов», где все бюджетополучатели должны регистрироваться с использованием ЭЦП, на основе этого механизма работают системы электронного документооборота, обеспечивающие сдачу налоговой отчетности малыми и средними компаниями, самая крупная из которых насчитывает более 60 тыс. участников. Развивается рынок услуг удостоверяющих центров и, с точки зрения его профессиональных участников, оптимальным решением могло бы стать внесение поправок в действующий закон об ЭЦП, а не подготовка и принятие нового. В то же время профессиональная, длительная и детальная проработка этой законодательной инициативы департаментом правового обеспечения Мининформсвязи позволяет надеяться, что подготовленный текст не вызывает осложнений, которые могут повлиять на складывающийся и растущий рынок услуг удостоверяющих центров".

"Любой высокотехнологический закон, кроме четких формулировок, нуждается в не менее четкой системе мер по его реальному введению в практику, - отметил Тимур Аитов, директор по развитию РБК СОФТ. - Именно функционирование системы удостоверяющих центров до сих пор является ахиллесовой пятой ЭЦП. Многие банки еще до принятия закона выполняли поручения клиентов, заверенные с помощью ЭЦП. Однако сегодня и эти пионеры испытывают проблемы с обоснованием легитимности инструмента в конфликтных ситуациях".

Отметим, что принятие законодательных актов, регламентирующих использование электронных подписей в юридических отношениях, является одной из глобальных тенденций развития законодательства последних десятилетий. Закон «Об ЭЦП» направлен на стабилизацию правовых отношений, обеспечение правовой определенности, унификацию и упрощение норм и правил, регламентирующих применение электронных подписей, предоставление юридической поддержки для использования систем электронного документооборота.