Разделы

Телеком

Продажи мобильников в России упали

По итогам 2-го квартала этого года объем продаж мобильников в России (в количественном выражении) сократился, хоть и незначительно, сообщают в своем последнем отчете аналитики Mobile Research Group. Изменилась и расстановка сил среди пяти ведущих вендоров. Исследователи отмечают также снижение средней стоимости мобильных телефонов всех брендов, кроме Samsung и Alcatel.
По последним оценкам Mobile Research Group, во 2-м квартале этого года на российском рынке было официально продано 4,949 млн. мобильных телефонов. Падение продаж по сравнению с 1-м кварталом (в котором было реализовано 5,107 млн. трубок) составило 3%, что было обусловлено невысокими продажами в апреле и затовариванием каналов дистрибуции. Объем оптовых продаж в денежном выражении, по данным Mobile Research, составил €523572000. Прогноз рынка на 2004 год остался неизменным, объем рынка составит 21,5–22,5 млн. мобильников. Объем «серого» рынка, по данным Mobile Research Group, во 2-м квартале составил 203 тыс. телефонов, или 4% от общего числа официальных поставок. По сравнению с 1-м кварталом, объем «серого» рынка уменьшился на 1%. Этот показатель крайне низок для России, и предпосылок для роста «серого» рынка на данный момент нет, полагают аналитики.

По словам исследователей Mobile Research, ситуация, сложившаяся на российском рынке мобильников в 1-м квартале этого года, — когда наблюдавшийся в феврале и марте дефицит оборудования, вызванный задержками поставок на российской таможне, прекратился и моментально возникли запасы, которые компании попытались срочно реализовать, снижая цены, — негативно повлиял на отгрузки во 2-м квартале (в основном, в апреле и мае). Ряд компаний (Siemens, Nokia) не смогли нарастить свои поставки. Для компании LG сложившаяся ситуация дала уменьшение рыночной доли, компания сместилась на 6-е место, уступив позицию Sony Ericsson.

Официальные поставки различных компаний за первый квартал 2004 г., ед.

Производитель Официальные поставки, тыс. ед.
Motorola 1120
Samsung 1070
Nokia 925
Siemens 685
Sony Ericsson 390
LG 215
Alcatel 174
Philips 138
Panasonic 93
Maxon/Bird/Fly 62
Pantech 35
Другие 42
Итого 4949

Источник: Mobile Research Group, 22 июля 2004 г.

В первой четверке производителей не произошло никаких изменений, общий объем поставок для каждого производителя сократился. При этом сузился разрыв между компанией Samsung и Motorola. Это было связано с отказом рядом дистрибьюторов в начале 2-го квартала от уже размещенных заказов на телефоны Motorola. В то же время, для компании Samsung подобных проблем не существовало. Samsung, несмотря на отказ от двух бюджетных решений (Samsung R210, N500), занимавших большую долю в продажах, смог компенсировать их отсутствие новыми моделями среднего ценового уровня, увеличив их поставки.

Для всех производителей, кроме Samsung и Alcatel, во 2-м квартале было характерно падение средней стоимости трубок: так, в среднем цена мобильника от компании Nokia стала ниже €100.

Снижение средней стоимости телефонов по сравнению с 1-м кварталом.

Производитель Разница, %
Motorola -6,4
Samsung -0,27
Nokia -19
Siemens -5,8
LG -28,5
Sony Ericsson -19,9
Philips -5
Alcatel 12,3
Panasonic -5
Pantech -5
VK Mobile -37,5

Источник: Mobile Research Group, 22 июля 2004 г.

Для Nokia снижение средней цены составило 19%, это очень высокий показатель, обусловленный спросом только на недорогие телефоны компании. В данный момент наибольшие продажи имеет Nokia 3310, морально устаревшая на данный момент модель. Среди трубок высшего ценового сегмента высоким спросом пользуется только Nokia 6230, однако компания не смогла обеспечить поставки этого аппарата в достаточных количествах. Ряд новых продуктов (Nokia 6610i, N-Gage QD) был принят рынком прохладно, их поставки были минимальными. Компания находится в переломной точке: если не произойдет снижения стоимости продуктов на 15–20%, то этот производитель начнет терять рынок. В данный момент компания Nokia не имеет сформированного продуктового ряда моделей, способных конкурировать с продуктами других производителей по цене. По мнению аналитиков Mobile Research Group, бренд Nokia начинает ассоциироваться с бюджетными телефонами, что наносит ущерб этой торговой марке. Если компания не изменит свою стратегию, то в течение 3-го и 4-го квартала потеряет от 2% до 4% рынка, прогнозируют специалисты Mobile Research Group.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Падение средней стоимости трубок положительно сказалось только на продукции Sony Ericsson: компания смогла увеличить свою рыночную долю, в первую очередь, за счет поставок недорогих моделей (Т100, Т105, Т230). При этом по-прежнему высокими темпами осуществлялись поставки моделей из среднего и высшего ценовых сегментов. Сохранялся дефицит на такие модели, как Т610, Т630, Р900.

Негативное влияние на рынок мобильных телефонов во 2-м квартале оказала реорганизация министерства связи. Отсутствие комиссии, отвечающей за лицензирование новых моделей, не позволило производителям сертифицировать новые аппараты, которые планировалось поставлять на российский рынок в конце 2-го — 3-м квартале. Как результат, многие компании пересмотрели свои планы по поставкам оборудования на российский рынок, а некоторые из производителей начали поставки и рекламу моделей в отсутствие сертификатов, что является прямым нарушением российского законодательства. Наибольшее влияние ситуация оказала на компанию Sharp, которая перенесла выход на российский рынок, который планировался на конец мая — начало июня. Для других производителей влияние было не столь большим, но весьма заметным.

Делая прогнозы на 3-й квартал, аналитики Mobile Research Group отмечают, что сертификация мобильных телефонов отрицательно скажется на рынке. Следует также ожидать сезонных проблем на российской таможне (аналогично прошлому году), что не позволит в полной мере реализовать весь потенциал рынка. Как результат, резкого роста продаж не произойдет — по самому пессимистическому прогнозу Mobile Research Group, объем рынка достигнет 5,2 млн. трубок.