Портальные системы "застряли" в России?
Согласно данным исследования рынка портальных решений образца 2011 года, у существующих продуктов серьезно различается функциональность, что не дает права считать их коммодитизированными (обезличенными). Российские эксперты отрасли СЭД согласны с этим выводом и отмечают, что в России сегмент портальных систем находится на самой ранней стадии.Аналитики The Real Story Group определили расстановку сил вендоров портальных разработок на рынке, распределив 13 компаний, главными из которых являются Microsoft, IBM, Open Text, RedHat JBoss и Oracle, по квадранту. По их мнению, несмотря на такое небольшое количество игроков, рынок продолжает развиваться, и производители постоянно выпускают обновления для своих продуктов. Тем не менее, до коммодитизации порталов еще очень далеко – реализация стандартных функций, например, настройки внешнего вида решения, интеграции с другими корпоративными системами, серьезно различается от решения к решению. Российские эксперты рынка СЭД соглашаются с мнением западных экспертов.
Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, комментируя расстановку позиций вендоров на квадранте, объясняет отрыв Microsoft от ее конкурентов IBM и JBoss тем, что портальная платформа SharePoint популярна и широко распространена в мире за счет активного продвижения Microsoft. В России наблюдается ситуация, что MS SharePoint является лидером и по числу партнеров, и по количеству клиентов продукта.
Павел Житнюк, эксперт-аналитик "Корус Консалтинг", отмечает, что продажи этого решения за прошлый год в его компании показывали рост, делая прогноз на 2011 год на 2,5-кратное увеличение этого показателя. "В отличие от конкурентов, у Microsoft создана очень развитая экосистема - продукты хорошо интегрируются между собой, и в компании, где инфраструктура построена на решениях MS, обычно не возникает вопросов, на каком продукте строить портал; гораздо больше специалистов по внедрению, сертифицированных компаний, инженеров, чем у конкурентов, поэтому и рыночная доля у него больше", - объясняет эксперт.
Матрица сравнения портальных решений, 2011
Источник: The Real Story Group, 2011
"У Microsoft портал изначально является собственным решением, которое быстро развивается и именно поэтому они находятся в осях выше других (быстрое развитие, выход недавно новой версии портала с существенными изменениями) и левее (по причине полностью собственного продукта)", - добавляет Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision. Тем не менее, мнения отечественных экспертов относительно других вендоров на квадранте другие – так, например, Евгений Стаханов, директор по развитию направления портальных решений компании Terralink, удивляется, почему в итоговом графике отчета лидерами оказались Red Hat JBoss и eXo, при условии того, что продукт Red Hat JBoss является результатом сотрудничества компаний Red Hat и eXo.

Говоря об отсутствии коммодитизации на рынке порталов, опрошенные CNews эксперты соглашаются с мнением The Real Story Group о том, что портальные продукты слишком разные. "Это слишком серьезные интеллектуальные продукты, и подход к одним и тем же функциям может быть совершенно разным, и это хорошо, - говорит госпожа Иванова. - Кроме того, мало в мире таких производителей, которые могли бы составить конкуренцию Microsoft и IBM, вообще выйти на рынок и продержаться на нем". По ее словам, говорить о существовании рынка портальных решений в России пока не приходится. С ее точкой зрения соглашаются Павел Житнюк и Евгений Стаханов. Сергей Курьянов, напротив, считает, что рынок порталов уже устоялся и концепции порталов довольно близки. Тем не менее, он добавляет, что Microsoft по концепции позиционируется иначе - меньше в области фронт-энда приложений, больше в области ECM, и с учетом этого обстоятельства, высказывание об отсутствии коммодитизации действительно справедливо.
В целом, российские игроки рынка СЭД уверены, что на местном рынке работают еще несколько компаний, которые могут быть добавлены в квадрант The Real Story Group, однако в нижнюю часть с большим показателем риска приобретения.