Разделы

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения Внедрения

Питер: торговля — двигатель ERP

Спрос бизнеса на ИТ-решения в Петербурге существенно отличается от общероссийского. Если крупнейшие российские внедрения приходятся на машиностроение и энергетику, то на Северо-Западе двигателем рынка интеграции стали крупные торговые сети и примыкающая к ним логистика. Эксперты прогнозируют рост инвестиций в ИТ у торговых компаний, а также увеличение спроса на расширение функциональности уже внедренных систем.
Высокая активность в освоении ИТ крупными торговыми сетями стала отличительной особенностью петербургского рынка интеграции, считают эксперты. Возможности компаний вкладывать средства во внедрение бизнес-приложений и сопутствующую инфраструктуру напрямую зависят от доходности бизнеса. Как и в целом по России, высокие объемы вложений в ИТ в регионе демонстрируют промышленные (прежде всего, машиностроительные), телеком-компании, финансовые институты. На общем фоне ритейл оказался в авангарде автоматизации.

По данным исследовательской компании Tadviser, на конец 2007 г. в Петербурге был реализован 391 проект по внедрению ERP-систем, из них 112 проектов, то есть порядка 30%, пришлось на торговые компании. На машиностроение же пришлось только 42 ERP-проекта, то есть менее 11%. Примерный объем петербургского рынка ERP-решений эксперты оценивают в $35–40 млн., а его ежегодный рост — в 20%. Таким образом, только рынок внедрений ERP в ритейле в 2007 г. составил около $10 млн., не считая установки систем других классов и инфраструктурных проектов.

При этом, помимо ERP, высоким спросом среди крупных торговых компаний пользуются системы управления складами (WMS), управления цепочками поставок (SCM), системы автоматизации и управления розничными сетями. Те, кто уже автоматизировали «первый круг» бизнес-процессов (фронт-офис, товарооборот, внедрили ERP), сейчас начали заниматься оптимизацией и инвестициями в сопутствующие процессы (управление персоналом, лояльностью покупателей, закупками), — пояснила руководитель отдела маркетинга «Корус Консалтинг» Анастасия Арешкина.

Инвестиции в ERP и WMS — это только часть инвестиций на уровне холдингов, немало средств также расходуется на внедрение инфраструктурных решений в торговых точках, которые позволяют оперативно обмениваться данными о продажах и остатках, рассказал директор департамента ИТ «Альтернатива Синицы» (бренд «Просто») Максим Кульгин. «Расширение сети торговых точек неизбежно требует вложений в ИТ. По собственным оценкам, инвестиции в ИТ нашей компании увеличиваются примерно на 50% в год», — отметил он. 


На Северо-ЗападеРоссии рынок системной интеграции двигает в основном растущий сегмент крупных торговых сетей

Петербург на сегодняшний день занимает первое место по количеству квадратных метров торговых площадей на душу населения, — говорит Анастасия Арешкина. Практически весь рынок покрыт крупными сетями. В этих условиях ИТ служат не только фактором развития, но конкурентным фактором. Эта тенденция характерна для всех рынков, где борьба ведется за доли процентов. Если какое-то время назад место расположения магазина, ассортиментная политика и так далее играли решающую роль, то теперь значимость ИТ в этом процессе растет быстрыми темпами.

«Железо как сервис» на площадке заказчика: нюансы выбора
техника

По мнению ИТ-директора компании «Метрика» Евгения Илларионова, вклад ритейлеров в ИТ по сравнению с теми же производственными компаниями на порядок выше. «Сейчас все розничные сети работают примерно в одинаковых условиях, конкуренция ведется не на уровне цены, а на уровне сервисов. Роль ИТ в этом процессе неоценима. Иногда фора в несколько часов может иметь решающее значение для бизнеса: если система позволяет хотя бы на этот промежуток времени опередить конкурента в выкладке, скажем, технической новинки, компания окажется в выигрыше», — прокомментировал он. 

«Кроме того, несмотря на плотность торговых площадей, известные марки продолжают приходить на рынок СЗФО. В ближайшее время в Петербурге откроется финская сеть Prisma, а приход новых игроков всегда сопровождается инвестициями в технологии», — сообщает Анастасия Арешкина.

По сравнению с промышленностью ритейл сам по себе более информационно емкий бизнес: он подразумевает большую территориальную распределенность и значительное количество информации, на которую завязана работа множества людей. Поэтому спрос на ИТ в этом сегменте будет стабильно расти, отмечают эксперты. В целом участники рынка ожидают, что рост заказов увеличится в ближайшие годы примерно на 10–15%.

Анастасия Симакина

Подписаться на новости Короткая ссылка