Разделы

Интернет Интернет-реклама

Google перерос весь российский «контекст»

Сегмент контекстной рекламы в 2007 г. рос опережающими темпами по отношению к баннерной рекламе. Быстрее всех, по оценкам аналитиков, в «контексте» росла компания Google - в 3 раза. Для сравнения, рекламный бизнес «Яндекса» вырос в 2,5 раза, «Бегуна» - в 2,77 раза. По мнению экспертов, в 2008 г. Google сохранит высокие темпы роста, но компания должна будет более эффективно монетизировать трафик.

Как подсчитали аналитики, рынок контекстной рекламы в Рунете за 2007 г. вырос примерно вдвое. По данным iConText, общий объем рынка составил $225 млн. В агентстве MindShare Interaction считают, что этот сегмент выручил $210 млн, тогда как медийная реклама — только $159 млн (годовой рост 87%). «Основные источники роста „контекста“ — это расширение и углубление рынка (за счет подключения новых сегментов рынка, а также новых игроков в тех сегментах, которые уже используют „контекст“), а также увеличение средних бюджетов рекламодателей», — говорят в компании «Яндекс». Ряд специалистов отмечают, что в 2007 г. интернет-рынок развивался не только за счет появления новых пользователей и обращения их к платным сервисам, но и за счет возникновения крупных социальных сетей.

«Как показали результаты исследования, темпы роста рынка остались на высоком уровне, как и в 2006 г., — отмечает Мария Черницкая, генеральный директор iConText, — рынок развивается так же стремительно». Доля «Яндекса», по оценкам iConText, может составлять 64% от общего объема и равняться $145 млн (что в 2,5 раза больше, чем в 2006 г.). По собственным оценкам «Яндекса», доля «контекста» в его доходах за 2007 г. составила 80%. Выручка его основного конкурента в области контекстной рекламы, компании «Бегун», составила не более $70 млн. Недавно компания сообщала, что ее доходы от «контекста» выросли за прошлый год в 2,77 раза.

Ряд аналитиков считают, что оценки iConText завышены, прежде всего, из-за сильно преувеличенных показателей «Бегуна». Напомним, что, согласно предварительным оценкам компании «Рамблер», за 5 месяцев 2007 г. на «Бегуне» удалось заработать всего $13–15 млн. Общая выручка компании «Бегун» за прошлый год, по некоторым экспертным оценкам, не превысила $35–40 млн.

На рынке контекстной рекламы Рунета быстрее всех в 2007 г. росла компания Google
На рынке контекстной рекламы Рунета быстрее всех в 2007 г. росла компания Google

Самые высокие темпы роста на рынке контекстной рекламы России показывает корпорация Google: по подсчетам iConText, ее прибыль увеличилась не менее чем втрое и составила $10 млн. «Google вышел на рынок позже конкурентов, а потому растет быстрее, — рассуждает руководитель отдела исследований компании „Суп“ Борис Овчинников. — Но пока доля Goggle в „контексте“ существенно меньше той, которую компания занимает на рынке интернет-поиска. Поэтому мировому интернет-гиганту следует решать проблему неэффективной монетизации в Рунете, которая сложилась, видимо, из-за низкого уровня рекламодателей». По мнению Овчинникова, рост Google на рынке контекста в 2008 г. вновь будет выше среднерыночного.

Контекстная реклама в 2007 г. закрепила за собой позиции лидера интернет-рекламы. Генеральный директор агентства MediaSelling Лев Глейзер высказал предположение, что «в 2007 году объемы рынка контекстной рекламы превышают объемы рынка медийной на 15–20%».

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Изменения в структуре рынка, при которых медийная реклама уступает свои позиции, а контекстная наращивает долю, естественны: с ростом зрелости российского рынка эта тенденция продолжится, и он придет в соответствие со структурой западных рынков, - считает генеральный директор компании "Бегун" Алексей Басов. - Медийную рекламу используют, как правило, крупные рекламодатели для повышения узнаваемости бренда, в то время как контекстная реклама лучше решает задачи представителей малого и среднего бизнеса. Этим, в большей степени, и обусловлен стремительный рост сегмента. Стоит отметить, что в начале своего развития рынку легко показывать колоссальные темпы роста, но при достижении серьезных объемов сохранять прежнюю динамику становится все более сложно. В связи с этим мы будем наблюдать замедление роста сегмента контекстной рекламы".

Специалисты iConText считают, что в 2008 г. рост рынка контекстной рекламы останется как минимум на уровне 2007 г. и объем рынка может достичь  $500 млн. В MindShare Interaction прогнозируют, что рынок онлайн-рекламы в России за 2008 г. составит $645 млн, из которых $360 млн. придется на «контекст».

Но отдельные эксперты считают, что 2008 г. станет периодом кризиса контекстной рекламы. «Крупные бренды по-прежнему неохотно идут в „контекст“, в котором в основном заинтересованы небольшие фирмы, — говорит генеральный директор рекламного агентства „Роквел“ Сергей Шкарупа. — Уже во второй половине 2007 г. заказов на этом рынке стало меньше, бизнес стал чаще обращать внимание на медийную рекламу». По мнению Шкарупы, проблемой «контекста» скоро станет отсутствие «неудовлетворенного спроса». «Например, многие автомобильные производители намеренно создают очереди, стимулируя продажи своей продукции, — подчеркивает эксперт. — А на рынке рекламы тот же „Яндекс“ открывает все новые площадки для продажи „контекста“, нарушая механизм „неудовлетворенного спроса“». Сергей Шкарупа считает, что рост сегмента контекстной рекламы Рунета окажется в 2008 г. весьма несущественным или его вообще может не произойти. По его словам, существенную часть бюджета у «контекста» скоро начнет оттягивать новый вид «медийки» — видеореклама.

Андрей Арсентьев