Разделы

Документооборот

Бизнесу нужны конкретные ECM-продукты

Согласно недавнему исследованию Gartner, мировой рынок ECM-решений в настоящее время находится в состоянии фрагментации по продуктовому признаку. Аналитики выделяют несколько ключевых направлений, для которых выпускают такие решения. Российские эксперты рынка СЭД соглашаются с подобным делением и предлагают перенести его и на отечественный сектор систем управления корпоративным контентом.

Аналитическая компания Gartner выпустила обновленный "магический квадрант" по рынку ECM-решений в мире за 2010 год. Эксперты констатируют, что сегодня ECM-отрасль находится в состоянии фрагментации, подразумевая то, что вендоры предлагают продукты для решения определенных задач. По их мнению, в отрасли можно выделить четыре основных направления, на которые ориентируются ECM-игроки – это управление транзакционным контентом, управление социальным контентом, оптимизация онлайновых каналов взаимодействия, применение ECM в роли объединяющей приложения инфраструктуры. Тем не менее, основная задача ECM-решений пока состоит в том, чтобы предоставить компаниям средства для управления контентом, однако они уже не совсем удовлетворяют новым потребностям бизнеса в управлении архивной информацией, поисковой и контент-аналитикой, системой ведения дел (Case Management), "облачными" сервисами и контентом в них. Опрошенные CNews участники рынка СЭД разделяют мнение аналитиков Gartner и предлагают перенести его в реалии российского рынка.

"Концепция ECM, вобрав в себя все, что хоть как-то связано с контентом, удобна при использовании в целях маркетинга - понятно, что управление контентом, в том или ином виде, требуется практически каждой компании, но за все надо платить. Продукты-монстры, обладая широкой функциональностью, поражают заказчиков своей стоимостью и сложностью внедрения и сопровождения, - объясняет Евгений Кочуров, ИТ-аналитик Directum. - Наиболее дальновидные вендоры, включая лидеров и визионеров, по версии Gartner, некоторое время назад осознали бесперспективность пути "все в одном". Теперь они предлагают рынку решения, сфокусированные на определенных группах бизнес-задач. То, что сделали аналитики Gartner сейчас - зафиксировали этот уже свершившийся факт, выделив четыре группы задач. Будет ли именно такое разделение адекватным рынку - покажет время, но сама необходимость разделения явно назрела". Эксперт отмечает, что на российском рынке эта закономерная и правильная тенденция уже проникает в сознание потребителей и, что не менее важно, - вендоров. Начальник отдела маркетинга ЭОC Елена Иванова видит пути к консолидации рынка в соответствии единым стандартам и в обеспечении возможности интероперабельности систем, отмечая, что многое в этом направлении уже сделано (например, утвержден ГОСТ Р 53898-2010 "Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению").

Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink , отмечает, что перечисленные Gartner тенденции, выстроены в том порядке, в каком они выглядят наиболее актуально и для западного, и для российского рынка. Он согласен, что наиболее заметен в России рост спроса на системы архивирования, а в этом сегменте, в первую очередь, на интегрированные с ERP-системами решения. Кроме того, растет интерес к системам корпоративного поиска информации и анализа контента и к парадигме Case Management (тем не менее, заказчики, по мнению эксперта, требуют объяснить, чем это отличается от системы вложенных папок).

Господин Бейдер предлагает, что тенденция внедрения централизованного обслуживания и разделяемых признана как один из основных инструментов повышения эффективности работы крупных географически распределенных компаний и требует революционного изменения в методах обработки в целом и технологий работы с первичными финансовыми документами в частности. "Облачные вычисления" специалист называет достаточно далекой перспективой. "Большинство российских внедрений узко ориентированы на управление информацией, ее анализ и архивное хранение документов, также российская традиция документирования управленческих решений породила специфический класс систем управления на основе контента (СЭД), которые по понятным причинам не вошел в классификацию Gartner. Говорить о развитии облачного контента, E-Discovery в России пока рано", - рассуждает Алексей Леонтьев, куратор проектов департамента Documentum "Корус Консалтинг".

Объясняя причины фрагментации рынка ECM, Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, считает, что это - естественный результат общего усложнения классических ECM Suites: "В этом усложнении пользователи не видят особых выгод - решения становятся дороже и работают они хуже чем при использовании специализированных продуктов, особенно с учетом стремления каждого вендора обеспечить совместимость и интегрируемость с другими продуктами. Показателен пример Open Text, стратегия которого - в интеграции и с SAP, и с Microsoft SharePoint. На российском рынке пока ничего кроме фрагментации нет - ни один из российских вендоров не поставляет на рынок ECM Suite". Основные лидеры рынка, по мнению Дмитрия Старостина, генерального директора Optima Software, зачастую скупают наиболее эффективные компании из списка своих менее масштабных конкурентов и пытаются интегрировать их продукты в свои решения - этим объясняется широкая линейка и технологическая разнородность систем, которые предлагают лидеры, сбивая с толку потенциального покупателя и заставляя выбирать решение вендора из длинного списка аналогичных систем. "В России лидеры рынка не скупают конкурентов, так как они уверены, что вкладывая усилия и финансовые ресурсы в развитие собственных систем, они, таким образом, увеличивают отрыв от "преследователей"", - заключает он. Елена Иванова, напротив, полагает, что фрагментация рынка дает разнообразие предложений и подходов к работе с электронной информацией и контентом. Потому, что каждый вендор решает эти задачи по-своему, предоставляет свои сервисы, это благотворно влияет на рынок, так как клиент может выбрать среди множества продуктов то, что ему подходит в зависимости от его бизнес-процессов и корпоративных подходов в работе с контентом.

В целом, российские эксперты позитивно оценивают фрагментацию рынка ECM-решений и соглашаются с тем, что отмеченные Gartner тенденции являются приложимыми к мировому и российскому рынку СЭД на ближайшие 4-5 лет.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Михаил Демидов