Разделы

Телеком Мобильная связь Телеком B2B

Аналитики подсчитали, как подорожает связь при запрете поминутной тарификации

Переход с «поминутки» на «20-секундную» тарификацию вынудит сотовых операторов поднять цену минуты на треть, подсчитали аналитики телекоммуникационной отрасли.

В случае обещанного Минкомсвязью принудительного снижения шага тарификации телефонных разговоров, стоит ожидать повышения стоимости минуты разговора на треть, заявляют телеком-аналитики. Опрошенные CNews эксперты исходят из того, что сотовым операторам предстоит компенсировать выручку от голосовых услуг, которая пострадает при ожидаемой «тарифной реформе».

Напомним, что в начале июня 2011 г. Минкомсвязи подтвердило намерения установить в новой редакции Правил оказания услуг мобильной связи размер максимальной единицу тарификации 20 секунд вопреки нынешней практике «большой тройки» в абсолютном большинстве тарифных планов округлять время разговора до целых минут.

Ожидаемые потери операторов при переходе от «поминутной» к «20-секундной» тарификации зависят от нынешней средней продолжительности разговора, причем этот показатель операторами не раскрывается.

Сергей Либин, аналитик телекоммуникационной отрасли из «Райффайзен банка», ссылаясь на данные собственных источников в сотовых операторах, говорит о средней длительности разговора по мобильному телефону как о 61 секунде. При нынешней модели тарификации разговор такой длительности округляется до 2 минут, в то время как в случае ожидаемой реформы тарификацонного шага он будет считаться за 1 минуту 20 секунд (на 33% меньше, нежели сейчас).

Таким образом, полагает аналитик, на снижение выручки за голосовые услуги на треть операторы ответят ростом голосовых тарифов на ту же треть. Однако, замечает Либин, реакция операторов на «тарифную реформу» вряд ли будет мгновенной. От изменения нормативной базы до компенсирующего изменения тарифов пройдет некоторое время, и выручка операторов от голосовых услуг все же просядет.


Аналитики говорят, что, спасая выручку, операторы поднимут тарифы на звонки на треть

Изменение шага тарификации снизит инвестиционную привлекательность бумаг сотовых операторов «на 5-10%», причем на МТС «тарифная реформа» скажется несколько сильнее, чем на Vimpelcom с его географической диверсифицированностью.

Либин замечает, что нынешнее проникновение сотовой связи в России превышает 150%, а прирост абонентской базы не превышает 5% в год. Поэтому операторы лишены возможности существенно нарастить выручку за счет увеличения числа абонентов.

Ведущий аналитик Telecom Daily Денис Кусков, исходя из результатов исследования своего агентства, подтверждает рассуждения Либина, и говорит, что средняя продолжительность разговора по мобильнику абонентов — физических лиц составляет от 1 минуты 5 секунд до 1 минуты 10 секунд. Интересно, что, по его наблюдениям, длительность разговоров абонентов корпоративных тарифных планов превышает 4 минуты, что поднимает среднее по отрасли значение до 2 минут с лишним.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Исходя из данных Кускова, потери в выручке от голосовых услуг у операторов «большой тройки» при реформе тарификации составят те же 30%.

В МТС и «Билайн» воздержались от комментариев по поводу падения выручки в связи с «тарифной реформой» и от возможной реакции на нее операторов. Представитель «Мегафона» Юлия Дорохина, выражая официальную позицию своей компании, предположила, что, в случае тарифной реформы, «снижение доходов компании будет незначительным», но не пояснила, каким образом «Мегафону» удастся достичь этого результата.

Близок к позиции «Мегафона» оказался аналитик «ВТБ Капитал» Виктор Климович. По его мнению, выручка операторов от голосовых услуг может пострадать на 20-25% (или примерно на 10% в целом). «Очень вероятно, что операторы скомпенсируют эту потерю, но вряд ли у них получится на этом существенно заработать: им этого не позволит конкурентная среда на рынке», - говорит Климович. Однако, добавляет аналитик, после того, как регулятор изменит тарификационный шаг, а операторы предпримут компенсирующее изменение тарифов, уровень затрат абонентов в среднем практически не изменятся.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Климович вспоминает 2006 г., когда законодательно был введен принцип CPP («платит звонящий»), и когда не произошло всплеска операторских доходов, связанных именно с CPP. «Выручка операторов в тот период выросла за счет иных факторов: в основном, за счет роста абонентской базы и разговорной активности», - говорит он.

Снижение тарифного шага до 20 секунд может привести к неожиданным результатам, говорит аналитик. Российские абоненты уже привыкли к нынешней поминутной модели тарификации с низкими тарифами за минуту разговора. Если она изменится, то спровоцированный рост тарифов может привести к сокращению потребления услуг связи, что не соответствует ни интересам абонентов, ни операторов.

Владислав Мещеряков