Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

"Аэрофлот" выбился в СОА-пионеры

"Аэрофлот" стал первым российским авиаперевозчиком, интегрировавшим разнородные бизнес-приложения на базе сервис-ориентированной архитектуры. Проект, по словам участников, оказался в целом успешным, хоть и не обошелся без трудностей.
«Аэрофлот» интегрировал ключевые бизнес-приложения путем построения сервис-ориентированной архитектуры на основе решений IBM. «Задача была не простой. Известно, как тяжело внедряются инновации в крупных организациях. Среди российских авиаперевозчиков „Аэрофлот“ — пионер СОА. Данная технология относительно новая, хотя за рубежом в данной отрасли ее уже используют American Airlines, Delta и ряд других фирм», — говорит Леонид Алтухов, директор по продажам ПО российского представительства IBM.

Как заявил Сергей Кирюшин, заместитель гендиректора «Аэрофлота» по ИТ, в компании используют порядка 200 бизнес-приложений, которые имеют тенденцию к «размножению» и увеличению объема хранимых и обрабатываемых данных. Эти приложения имеют разных производителей, языки программирования, функционал, интерфейс и т.д. В результате, до начала проекта информация, используемая, в том числе, для принятия управленческих решений, дублировалась, носила неоднородный и несогласованный характер, росли затраты ресурсов для поддержания актуальности данных и обеспечения работы ИТ-систем. Развитие всей информационной системы компании тормозилось, что было неприемлемым в условиях жесткой конкуренции.

В 2004 г. руководство «Аэрофлота» приняло решение интегрировать разнородные бизнес-приложения на основе сервис-ориентированной архитектуры. В качестве базы решения был выбран программный продукт IBM WebSphere, в конце 2004 г. был подписан соответствующий контракт с IBM. Работа по проекту включала создание концепции интеграции, разработку спецификаций требований, проектирование и тестирование системы.

В рамках проекта специалисты IBM ввели в эксплуатацию корпоративную сервисную шину (Enterprise Service Bus, ESB). Она является центральным компонентом, обеспечивающим обмен данными между ключевыми приложениями. При этом количество и сложность используемых интерфейсов уменьшается за счет того, что каждое подключенное к системе приложение «общается» только с ESB. Подключать приложение к шине можно даже не имея его кода. Сервисная шина, в свою очередь, связана с хранилищем данных, генерирующим отчеты. В системе установлены приоритеты для передачи информации и формировании отчетов. По словам Сергея Кирюшина, в результате реализации данного этапа была снята основная нагрузка с информационной производственной системы. В ближайшее время количество сотрудников «Аэрофлота», имеющих прямой доступ в производственную систему компании, будет уменьшено с 1 тыс. до нескольких десятков человек. Остальные будут обращаться к хранилищу данных через ESB.

«В целом мы довольны результатами, мы получили, что хотели, — говорит Сергей Кирюшин. — На днях мы подключим к сервисной шине сall-центр, затем произведем интеграцию с системой управления производственной деятельностью». По его мнению, определить сроки, когда все приложения будут подключены к ESB, сейчас сложно.

Безопасный выход в интернет для аэропортов как объектов КИИ: как преодолеть дилемму изоляции и безопасности
Цифровизация

Что касается окупаемости данного проекта, то в метриках ее подсчет не производили. «Окупаемость было сложно подсчитать, так как создается общая инфраструктура. Мы рассматривали данный проект не с точки зрения „вложил рубль, получил два“, а как способ повышения управляемости», — говорит Сергей Кирюшин. Цену контракта с IBM представители «Аэрофлота» не называют, но, по их словам, речь идет о «сотнях тысяч долларов». Как добавил Леонид Алтухов, в IBM рассчитали, что подобные проекты приводят к снижению затрат на интеграцию приложений на 50–60%, а 80% бюджетов внедрения ИТ-инноваций тратятся именно на интеграцию.

«Для конечных пользователей завершение данного этапа проекта мало что изменило. Нельзя сказать, что они получили какой-либо новый сервис. Дело, скорее, в том, что появилась возможность изменения всей работы компании в перспективе», — заявил корреспонденту CNews Сергей Кирюшин.

Отметим, что, по ранее опубликованным прогнозам Gartner, к 2006 году более 60% компаний должны рассматривать сервис-ориентированную архитектуру как основу для построения и выполнения своих бизнес-приложений.