Спецпроекты

«Рокетбанк» убьют. Qiwi потеряла на нем полтора миллиарда

4088
Бизнес Финансовые результаты Инвестиции и M&A Интернет E-commerce Веб-сервисы ИТ в банках
Платежная система Qiwi не смогла найти покупателя для «Рокетбанка». Сервис будет закрыт, а его клиентам предлагается перенести свои баллы в «Тинькофф». Потери Qiwi от данной операции составят до 1,5 млрд руб.

Прощание с «Рокетбанком»

Совет директоров платежной системы Qiwi принял решение о сворачивании проекта «Рокетбанк». «Мы начали этот процесс и в настоящее время рассматриваем наиболее эффективные способы использования активов «Рокетбанка», включая пилотирование определенных проектов, ранее разработанных в «Рокетбанке», в нашем сегменте платежных сервисов, в частности, в нашей продуктовой линейке B2B/B2C (сервисы для бизнеса/массового рынка)», - говорится в сообщении Qiwi.

В 2019 г. Qiwi рассматривала ряд стратегических возможностей по развитию «Рокетбанка» как в рамках экосистемы компании, так и в качестве отдельного проекта. Окончательный стратегический план развития «Рокетабнка» вместе с объемами требуемого финансирования был рассмотрен советом директоров Qiwi в августе 2019 г.

После этого совет директоров пришел к выводу, что инвестиционный профиль и потребности в финансировании бизнес-плана «Рокетбанка» не совместимы с «риск-аппетитом Qiwi», а возможности для синергии этого бизнеса с основным бизнесом Qiwi отсутствуют. Основной причиной такого несоответствия стал «дух стартапа», который сохранял «Рокетбанк».

rocket1600.jpg
Платежная система Qiwi не смогла найти покупателя на «Рокетбанк». Сервис будет закрыт

В связи с этим руководству Qiwi было поручено изучить возможности частичной или полной продажи «Рокетбанка». Но подходящего покупателя найти не удалось, что и стало причиной принятия решения о закрытии сервиса. Ожидается, что совокупные чистые потери для Qiwi в сегменте «Рокетбанка» по итогам 2020 г. не превысят 1,5 млрд руб.

Сворачивание деятельности «Рокетбанка»

В рамках мероприятий по сворачиванию своей деятельности «Рокетбанк» прекратит маркетинговые мероприятия, отменит программу лояльности, уменьшит число штатных сотрудников и повысит тарифы. В Qiwi рассчитывают, что такие меры приведут в скором времени к существенному снижению числа клиентов «Рокетбанка» и сокращению спектра предлагаемых услуг.

Ожидается, что «Рокетбанк» полностью прекратит свою работу до конца 2020 г. В то же время Qiwi предложила своим клиентам перейти в банк «Тинькофф» с сохранением бонусов, накопленных в рамках программы лояльности. Для этого клиенту «Рокетбанка» нужно будет получить карту банка «Тинькофф» и совершить по ней на платежи на сумму не менее 10 руб. до конца августа 2020 г.

После этого клиент «Рокетбанка» получит на свою карту в «Тинькофф» компенсацию за имевшиеся у него «рокетрубли» (единица измерений в «Рокетбанке») из расчета «1 рокетрубль = 1 рубль», но не более 2,5 тыс. руб. На конец 2019 г. у «Рокетбанка» было 370 тыс. активных пользователей, на их счетах содержалось 13,6 млрд руб.

«Рокетбанк» все еще ищет нового инвестора

Интересно, что в самом «Рокетбанке» заявили, что проект продолжает работать, хотя условия обслуживания «ухудшаются».

В то же время для зарплатных клиентов сервиса, самозанятых и лиц с ограничеными возможностями условия не меняются. Также в банке утверждают, что клиенты могут продолжать работать на новых условиях, а сам банк продолжит работать «до последнего клиента». Кроме того, в «Рокетбанке» по-прежнему ищут нового инвестора.

Как перепродавали «Рокетбанк»

«Рокетбанк» - виртуальный банк, созданный фондом Runa Capital. Проект ориентировался на поколения Z (рожденных между 1995 и 2012 гг.) и Y (рожденных между 1980 и 1994 гг.). Пользователи сервиса имеют возможность управлять своим счетом через мобильное приложение. При этом пользователь должен иметь счет в банке-партнере данного сервиса.

Первоначально в роли такого партнера выступал банк «Интеркоммерц». После его краха пользователей перевели в банк «Открытие», который в 2016 г. сам приобрел «Рокетбанк».

Летом 2017 г Центробанк ввел временную администрацию в банке «Открытие». В то же период времени платежная система Qiwi договорилась с банком «Открытие» о приобретении у него «Рокетбанка» и другого виртуального банка «Точка», специализирующегося на обслуживании предпринимателей.

Временная администрация банка «Открытие» пообещала проверить сделки по продаже «Рокетбанка» и банка «Точка». Однако в итоге руководству банку удалось найти общий язык с руководством Qiwi. В результате Qiwi за права на ПО и бренд упомянутых виртуальных банков выплатила банку «Открытие» около 700 млн руб.

Клиенты «Рокетбанка» были переведены на обслуживание в «Киви-банк», входящий в группу Qiwi. В этот банк перешли 400 сотрудников «Рокетбанка». Для функционирования проекта «Точка» было создано отдельное юридическое лицо - АО «Точка». В нем 50% плюс одну акцию получил Qiwi, банк «Открытие» стал собственником 40% акций, а оставшиеся 10% минус одна акция отошли менеджменту «Точки».

Мнение эксперта

«Консолидация финтеха и финансового рынка в целом - неизбежное следствие увеличения размера лидирующих игроков, - полагает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын - Возникновение экосистем, в том числе экосистемы «Тинькофф», которая намерена принять держателей карт «Рокетбанка» - ещё одно свидетельство этого процесса. Проекты, стратегия которых основана на идее роста любой ценой, хороши для начального этапа развития рынка, и этот этап, по-видимому, уже закончился. Сейчас покупка такого проекта не даст потенциальным покупателям значительного преимущества».



Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Тема месяца

Что делать ИТ-директору во время пандемии

Перед ИТ-руководителями встают задачи, связанные с обеспечением удаленной работы сотрудников.