В России муниципальным служащим установят планку по цифровой грамотности
Проект раздела «Умный город» программы «Цифровая экономика» подразумевает создание в российских городах инновационный инфраструктуры. Для этого при поддержке городских администраций будут создаваться технопарки и центры по защите интеллектуальной собственности, а для муниципальных служащих разработают стандарты цифровой грамотности.Российские «умные города» наполнят инновациями
Подготовленный «Ростелекомом» при участии Минстроя и отраслевых экспертов раздел «Умный город» программы «Цифровая экономика» предусматривает в числе прочего проект плана мероприятий создание инновационной инфраструктуры для «умных городов».
С этой целью предлагается обеспечить благоприятные условия для развития высокотехнологических компаний, основанным направлением деятельности которых является развитие цифровых технологий. В рамках соответствующего мероприятия в начале следующего года будет проведен анализ существующей инновационной инфраструктуры российских городов и возможностей ее развития.
Будут разработаны меры, обеспечивающие рост количества специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, занятый в экономике городов. Также будут разработаны методические рекомендации по формированию центров по защите интеллектуальной собственности при поддержке городских администраций в вузах и крупных компаниях-налогоплательщиках.
До конца 2019 г. будут скорректированы стратегии государственных институтов развития. Должна учитываться необходимость улучшения инновационной инфраструктуры российских городов и стимулирования развития и поддержки отечественных инновационных компаний, разрабатывающих технологии «умного» города и индустриального интернета.
Показатели и индикаторы | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|---|---|
Координация реализации направления "Умный город" | ||||||
Количество «умных» агломераций (количество агломераций), шт. | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 |
Количество городов концепции «Умные города России», - участников ТОП-10 Рейтинга «Умных городов стран ЕАЭС» | - | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 |
Количество городов концепции «Умные города России», вошедших в ТОП-50 приоритетных международных рейтингов по направлению «Умный город» | - | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Умное» ЖКХ | ||||||
Доля новых потребителей (в том числе домохозяйств в новостройках) и потребителей, заменивших приборы учета в течение 2018-2020г. (в том числе в ходе капитального ремонта), которые применяют приборы дистанционного учета потребления тепло-, энерго- и коммунальных ресурсов, % | - | 50 | 90 | 90 | 90 | 95 |
Доля выездных проверок контрольно-надзорных органов с целью контроля объектов генерации и распределения ТЭР и коммунальных ресурсов по сравнению с 2018 годом, % | - | -5 | -10 | -15 | -20 | -30 |
Доля заявлений на подключение к сетям электро- и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, поданных в электронном виде, % | 5 | 40 | 50 | 60 | 70 | 90 |
Доступная, комфортная и безопасная для здоровья граждан окружающая среда | ||||||
Уровень загрязнения по основным загрязнителям атмосферного воздуха в городах концепции «Умные города России», по сравнению с 2018 годом, % | - | - | 5 | 10 | 10 | 20 |
Охват населения цифровыми сервисами информирования о состоянии окружающей среды, % | - | - | 10 | 25 | 40 | 50 |
Количество городов концепции «Умные города России», в которых 75% решений об управлении городским ресурсами принимается с использованием интегрированной цифровой платформы управления, шт. | - | - | - | - | 15 | 50 |
Доля пользователей цифровых сервисов городов концепции «Умные города России», функционирующих с использованием городских открытых данных (доля городского населения), % | - | 10 | 15 | 20 | 20 | 25 |
Доля решений, принятых с участием граждан городов концепции «Умные города России», о развитии и функционировании городов путем электронного голосования | - | 10 | 20 | 50 | 70 | 90 |
Количество городов концепции «Умные города России», в которых проводят на регулярной основе мониторинг общественного мнения и удовлетворенности граждан уровнем качества жизни с использованием цифровых сервисов анализа в социальных сетях, группах мессенджеров и блогах | 10 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Инновационная инфраструктура | ||||||
Годовой объем налоговых и таможенных платежей резидентов технопарков в бюджеты всех уровней на 1 кв. метр занимаемой площади вырос по сравнению с 2018 годом, % | - | 15 | 23 | 35 | 50 | 60 |
Количество патентных заявок на изобретения в «умных» городах в год в расчете на 10 тыс. человек, шт. | - | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Цифровое строительство и территориальное планирование | ||||||
Доля проектируемых объектов недвижимости, проходящих проверки на соответствие требованиям и нормативам без участия человека (от общего количества проектируемых объектов), % | 10 | 20 | 30 | 50 | 70 | 90 |
В том числе речь идет о компаниях, разрабатывающих технологии интеллектуальных транспортных систем и информационного моделирования, а также занимающимися внедрением интеллектуальной инфраструктуры в ЖКХ и энергетике.
Технопарки и центры защиты интеллектуальной собственности
До конца 2020 г. в 15 городах на базе вузов и крупных компаний-налогоплательщиков будет действовать не менее одного технопарка на каждый город при поддержке городских администраций. Также в 15 городах появится не менее одного на каждый город центра по защите интеллектуальной собственности, которые будут действовать при поддержке городских администраций в вузах и крупных компаниях-налогоплательщиках.
До конца 2024 г. в 50 городах будет сформировано по одному – двум центрам на каждый город по защите интеллектуальной собственности. В таком же количестве городов будут сформированы инновационные и промышленные кластеры и технопарки (не менее одного на каждый город). Подразумевается, что такие центры и кластеры будут обладать инфраструктурой для ускоренного создания и проведения испытаний прототипов и опытных образцов (партий) инновационной или высокотехнологичной продукции.
Стандарты для муниципальных служащих по цифровой грамотности
Еще одно обозначенное в документе направление работы для создания инновационной инфраструктуры в «умных городах» состоит в повышение цифровой грамотности муниципальных служащих и стимулировании городских властей к внедрению цифровых технологий. С этой целью до конца 2018 г. будут утверждены изменения в существующие профессиональные стандарты муниципальных служащих с учетом требований к навыкам по работе с данными.

В 50 городах будет использоваться обновленный профессиональный стандарт специалиста по работе с данными на муниципальной службе с учетом требований по работе с данными. Также в аналогичном числе городов будет разработана и внедрена система непрерывного обучения муниципальных служащих по применению цифровых технологий.
В начале 2020 г. в 50 городах будет внедрена система мотивации для руководителей городских администраций и мэров городов, учитывающая результаты деятельности по внедрению цифровых технологий.
А в III квартале 2020 г. будут внедрены меры по повышению уровня цифровой грамотности муниципальных служащих и созданию привлекательных условия работы в муниципалитете для специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий.