Разделы

Цифровизация Внедрения

В России создается система дистанционного обучения национального масштаба

Компания «Би-Эй-Си» (входит в группу «Астерос») завершила создание системы дистанционного обучения на основе решения Asteros.EDU в 12 российских вузах. В результате выполнения проекта создано масштабное информационное пространство, которое консолидирует интеллектуальные ресурсы вузов и открывает к ним доступ студентов из разных городов нашей страны. С начала нового учебного года обучение в системе будет доступно свыше 30 тыс. студентам. Совокупный бюджет проекта превышает 170 млн руб., говорится в сообщении «Астерос».

Одной из проблем российской системы образования является ограниченный доступ к информации. Чтобы сделать доступным качественное образование для студентов российских вузов, Федеральное агентство по образованию РФ инициировало проект по созданию системы дистанционного обучения национального масштаба. Основным требованием к ИТ-решению стала возможность поддержки всех современных методологий обучения. Как ожидается, с его помощью система российского образования сделает серьезный шаг в реализации Болонской декларации, которая предполагает создание общеевропейского образовательного пространства.

Концепция системы дистанционного обучения (СДО) для российских вузов была разработана в 2006 г. В ее основе – анализ опыта зарубежных университетов и методология обучения, разработанная Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ). Специалисты «Астерос» разработали необходимое программное обеспечение – Asteros.EDU.

В 2007 г. в СПбГУ была создана необходимая ИТ-инфраструктура и выполнено внедрение системы. В 2008 г. специалисты «Астерос» развернули решение еще в 5 вузах, а с начала 2009 г. – подключили к нему 6 учебных заведений.

Сегодня система Asteros.EDU охватывает 12 вузов. ИТ-решение содержит более 1000 курсов по различным специальностям, а обучение в нем доступно более чем 30 тыс. студентам. Asteros.EDU позволяет решать основные задачи поддержки учебного процесса: разрабатывать учебные курсы, создавать лекции и публиковать их расписание; создавать учебные задания, рассылать их студентам и оценивать их выполнение; проводить тестирование, контрольные работы и экзамены; выставлять оценки студентам, хранить и сообщать студентам оценки в режиме онлайн; собирать статистику по курсу и каждому студенту; выполнять совместную работу над проектами и проводить групповые занятия в режиме реального времени; проводить классическое и мультимедийное дистанционное обучение с использованием аудио и видеоматериалов; поддерживать личную переписку и информационный обмен между пользователями системы.

В настоящее время создается необходимая ИТ-инфраструктура еще в 8 вузах, которые до конца года будут включены в единое информационное учебное пространство. Общее число вузов в системе Asteros.EDU до конца 2009 г. достигнет 20.

Полностью избавиться от зависимости от иностранного ПО до сих пор не удалось
импортонезависимость

«Мы высоко оцениваем первые результаты внедрения системы дистанционного обучения. Уже сейчас удалось достичь главной цели – создать дополнительный канал обучения, который усиливает эффект традиционного аудиторного образования. Созданная система помогает сделать учебный процесс более гибким и удобным как для студентов, так и преподавателей. СДО открывает учащимся доступ к большим массивам информации, помогает изучать различные дисциплины, общаться, участвовать в научно-исследовательских проектах и конференциях. Преподаватели, наполняя систему учебными и методическими материалами, создают базу знаний, которая со временем станет ценным интеллектуальным активом», – отметил Андрей Жидикин, советник сводного отдела программ в сфере образования Федерального агентства по образованию.

Система имеет централизованную ИТ-архитектуру. Ядро мультисервисной сети передачи данных, основной и резервный ЦОДы, созданные на основе технологий Sun Microsystems, находятся в СПбГУ. На базе Санкт-Петербургского университета работают все подсистемы комплексного решения: система дистанционного обучения Asteros.EDU, системы управления учебным процессом, интерактивного обучения (аудио, видео, виртуальная классная доска) и видеоконференцсвязи. В остальных вузах специалисты «Астерос» выполнили работы по созданию мультисервисных сетей, рабочих классов с системами видеоконференцсвязи и подключили их к центральному узлу СДО с использованием шифрованных каналов передачи данных. Такая архитектура позволяет снять проблему нехватки в регионах высококвалифицированных ИТ-специалистов для поддержки системы и сократить стоимость владения решением.

«Мы заложили в систему принципы удобства – удобства использования, внедрения и поддержки. И такой подход оказался верным. Работа с Asteros.EDU не требует специальных знаний от студентов и преподавателей. Подключение новых вузов к системе и интеграция с действующими ИТ-системами происходит в короткие сроки. Важно и то, что система создана на основе программного обеспечение с открытым кодом и открытых стандартов. Это дает возможность вузам развивать систему и не требует привлечения больших финансовых ресурсов», – рассказал Михаил Гаврилов, директор Санкт-Петербургского филиала «Би-Эй-Си» группы «Астерос».

Татьяна Короткова