Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

В Петербургском метрополитене внедрены системы связи и оповещения, использующие технологии синтеза и распознавания речи

В Петербургском метрополитене созданы системы с применением инновационных технологий синтеза и распознавания речи, которых нет больше ни в одном метрополитене России, сообщает пресс-служба «Центра речевых технологий».

Системы нацелены на повышение качества диспетчерского управления и сокращение целого ряда рутинных операций за счет их автоматизации. Внедрение осуществляла компания-разработчик «Центр речевых технологий» (ЦРТ) совместно со специалистами Службы сигнализации, централизации и блокировки метрополитена.

Главный инженер Службы Андрей Сосковец отмечает: «От слаженности работы различных подразделений метрополитена и отдельных сотрудников зависит многое: от технической исправности отдельных механизмов до безопасности пассажиров в поездах и на платформах. Системы записи диспетчерских переговоров и эскалаторной связи помогли сделать работу метрополитена более надежной и безопасной».

Система «Незабудка II» ведет одновременную и непрерывную запись 260 каналов связи диспетчеров, при этом тип канала абсолютно не важен. Система обладает централизованным архивом фонограмм, позволяющим собирать записи в единое хранилище. Наличие фонограмм позволяет вести разбор происшествий, опираясь на записанные фактические команды диспетчера, а не на воспоминания свидетелей.

Эскалаторную связь на станциях одной из линий метрополитена обеспечивают автономные аудиосерверы Smallogger II. Построение территориально-распределенного комплекса записи в условиях ограниченного пространства для размещения записывающих устройств стало возможным благодаря компактным размерам Smallogger II. Несмотря на небольшие размеры устройство очень функционально: имеет встроенную систему разграничения прав, ведет журнал своей работы и действий пользователей, определяет состояние линии и телефонные номера, передаваемые импульсным набором и по стандартам DTMF, определяет номер вызывающего абонента, позволяет контролировать работу канала в режиме сквозного прослушивания.

Специально для метрополитена в ЦРТ была разработана система оповещения «Рупор 2» для экстренного информирования сотрудников по различным каналам. Система уникальна по нескольким причинам. «Рупор 2» проводит автоматическое голосовое оповещение единовременно до 30 абонентов с помощью технологии синтеза речи VitalVoice - технологии, которая позволяет прочитать русский текст с максимальным приближением к реальной речи. Метрополитену предоставлено на выбор 2 мужских и 3 женских синтезированных голоса.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

«Рупор 2» не только проводит оповещение, но и «слушает и понимает» реакцию абонента на сообщение: голосовая команда «повторить» означает для системы, что респондент сообщение не понял (не расслышал) и его надо повторить. Если же абонент дает команду «подтвердить», система считает сообщение доставленным и задачу выполненной.

Еще одна новая система метрополитена – VoiceNavigator с функцией распознавания речи, служит для маршрутизации входящих вызовов. Созданная на базе платформы Genesys Voice Platform 8, система призвана значительно упростить связь с внутренними абонентами метрополитена. При звонке на общий городской номер те, кто знает добавочный номер внутреннего абонента, делает выбор: набрать его нажатием кнопок на аппарате или произнести номер вслух. Система распознает произносимый номер и соединяет с нужным сотрудником. Такая функция очень удобна и ускоряет соединение, что особенно важно в экстренных ситуациях.

«Наша работа совместно с метрополитеном – это очень продуктивное сотрудничество, в духе инноваций, - говорит Михаил Хитров, генеральный директор ЦРТ. – Благодаря стремлению людей, работающих в метрополитене, к новым инструментам работы и решению задач с применением инновационных технологий, мы сделали два важных дела. Мы не только повысили безопасность крупнейшей в городе транспортной сети, но и разработали новые инновационные решения для транспортной отрасли, сделали большой шаг в области развития речевых технологий в России».

Михаил Иванов