Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

"Сухой" внедрил систему управления затратами

В «ОКБ Сухого» завершен проект по созданию автоматизированной системы бухгалтерского учета на базе программных продуктов «Корпорации Парус».

На предприятии внедрена система управления затратами по заказам. Сложность учёта обусловлена разнообразием видов деятельности «ОКБ Сухого», которое не только выполняет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы (НИОКР), связанные с созданием и модернизацией самолетов, но и разрабатывает авиационную технику для мелкосерийного производства, оказывает услуги по ремонту и поставкам запасных частей, осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Сложность системы управления затратами связана и с большой номенклатурой работ НИОКР (около тысячи одновременно действующих заказов), а также значительным числом заказов вспомогательного производства, статей накладных расходов и направлений использования прибыли (в целом около 500 заказов).

«На предприятии действует классическая линейно-функциональная структура управления, для реализации проектов создаются временные проектные команды из сотрудников штатных подразделений. Поэтому для нас было важно построить комплексную систему управления проектами, позволяющую организовать коллективную работу проектных команд в едином информационном пространстве. Для этих целей в ОКБ запущен проект по созданию комплексной системы управления предприятием на базе Oracle E-Business Suite. Эта работа только начата и ПО „Парус“ рассматривается в качестве одной из подсистем комплексной системы управления предприятием, которая будет интегрирована с Oracle и другими подсистемами», — говорит заместитель финансового директора «ОКБ Сухого» Елена Барболина.

В рамках одной программы может вестись от 1-го до 20-ти проектов одновременно. Например, в текущем году акционерное общество ведет 40 программ НИОКР. В их реализации участвуют не только проектные команды ОКБ, но и команды предприятий-соисполнителей, которых по одной программе может быть от 70 до 300. Обеспечить оперативность и грамотность взаиморасчетов было невозможно без внедрения автоматизированной системы бухгалтерского учета. До реализации ИТ-проекта предприятие испытывало проблемы: отсутствие единого информационного пространства по учету материальных и финансовых потоков, трудоемкость и низкая оперативность ведения бухгалтерского учета, невозможность осуществления анализа и управления дебиторско-кредиторской задолженностью по расчетам с исполнителями и заказчиками. Ручной учет не позволял быстро и безошибочно рассчитывать себестоимость исследовательских, конструкторских и других работ в головном офисе и территориально-удаленных филиалах.

В ходе проекта были автоматизированы следующие бизнес-процессы: учет основных средств и нематериальных активов, банковских, кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами, товарно-материальных ценностей, учет расчетов с поставщиками и заказчиками. Также автоматизированы учет затрат на производство и учет капитальных вложений, себестоимости и финансовых результатов НИОКР.

В настоящее время в 3 раза сокращены сроки предъявления затрат в различных разрезах для министерства обороны. Кроме того, предприятие избавилось от экономических потерь, связанных с неучтенными затратами. Это — незавершенное производство, не предъявленное заказчику в момент закрытия работ. По положению НИОКР, исполнитель теряет право на возмещение затрат, если они были предъявлены не вовремя. Полученная прибыль сокращалась на количество неучтенных затрат. Например, за 2002 год экономические потери в «ОКБ Сухого» составили 7% от оборота предприятия.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

В процессе реализации проекта внедрения решены следующие специфические задачи предприятия:

  • в режиме реального времени автоматизирован позаказный учет затрат, реализации выполненных работ и расчётов с заказчиками и исполнителями;
  • автоматизирована сложная система позаказного распределения стоимости услуг вспомогательного производства (в том числе собственного автомобильного и авиационного транспорта), а также транспортно-заготовительных и накладных расходов;
  • обеспечена интеграция программных продуктов «Паруса» с действующей на предприятии системой «ИнфоСу».

Кроме того, в автоматизированной системе осуществляется трёхуровневый учёт товарно-материальных ценностей — склад, подотчётная материальная кладовая, производство. Также автоматизирован полный комплекс учёта НДС для всех видов работ: облагаемых и не облагаемых НДС, экспортных, связанных с выполнением расчётов по НДС в качестве налогового агента. В информационной системе ведется бухгалтерский учет не только головного предприятия, но и всей филиальной сети.