Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Период оценки Интернет-проектов путем умножения числа посетителей на мифическую цифру $20-30 подходит к концу. Теперь все будет как у всех

25 мая 2000 года РОЦИТ провел очередной семинар по теме: "Методики оценки E-бизнеса в России". В плане мероприятия значились следующие пункты: методики оценки "удержания" клиентов; российские и зарубежные методики оценки электронного бизнеса.

Пожалуй, главным выводом данного мероприятия стало утверждение о завершении периода оценки Интернет-проектов путем несложного математического действия, а именно умножения числа посетителей на некую мифическую цифру $20-30. Участники семинара и круглого стола сошлись во мнении, что традиционные оценки любого бизнеса применимы и в оценке Интернет-проектов.

Сергей Трофимов (Commercial Capital) отметил, что в принципе даже теперь, когда инвесторы понимают сложность подходов в оценке привлекательности Интернет-проектов, все равно в конечной стоимости большую часть составляют ожидания инвесторов. А в настоящее время идет переосмысление влияния и места электронной экономики и скорее всего никаких кардинальных изменений Интернет не внесет в схему общей экономики. Текущий период развития Интернет можно сравнить со временем становления железнодорожных коммуникаций, в результате которого смогли заработать только те, кто продавал рельсы. Но, несомненно, железная дорога смогла создать некую кровеносную систему, на основе которой другие отрасли смогли далее развиваться, воспользовавшись новыми возможностями.

Основное, на что теперь при оценке Интернет-проектов обращается внимание так это на то, каким образом, зная некую цифру посетителей - клиентов сайта, авторы проекта будут "вынимать" деньги, каким образом можно будет заработать на внимании пользователей. Таким образом, вопрос устойчивости проекта завтра нужно решать до непосредственного запуска Интернет-проекта.

Специфика же России в данной ситуации заключается в отсутствии на рынке свободных средств, которыми можно было бы принять участие в рискованных Интернет-проектах. Падение же индекса NASDAQ в свете вышесказанного, по мнению участников круглого стола, положительно скажется на выправлении Интернет-компаний с правильными бизнес-моделями.

Одной из самых сложных и актуальных задач, которую необходимо решать в процессе обоснования и оценке проектов, является задача определения ставки дисконтирования для выполнения соответствующих финансово-экономических расчетов. Корректный выбор ставки дисконтирования позволяет повысить точность показателей экономической эффективности инвестиционного проекта (таких как NPV (Net Present Value, DCF) или чистой текущей (приведенной) стоимости, дисконтированного срока окупаемости инвестиций, рентабельности инвестиций и др.), и обеспечить адекватность выполняемых расчетов экономическим условиям той рыночной среды, в которой планируется реализация проекта. По мнению Алексея Пригожина ( A.Partners) данная ставка в целом для Интернет-проектов в России сейчас оценивается как 40-50%.

В плане оценки стратегии и управленческой команды проекта, то на текущий момент развития Интернет-бизнеса можно выделить несколько ключевых моментов, при наличии которых происходит благоприятная оценка перспектив Интернет-проекта.

1. Развитие информационной экономики позволяет удовлетворять спрос покупателя какого-либо товара не только на уровне обычной покупки товара, но и на уровне удовлетворения намерений клиента ("Intention-driven" models), то есть, учитывая легкую манипуляцию с информацией, клиенту можно предложить "развернутый" продукт или услугу.

2. В плане технологических разработок, наиболее перспективным при строительстве сайтов, является реализация возможности персонализации посетителей. Таким образом, укрепляется тенденция поддержания неких community, а наличие в проекте данного момента благоприятно сказывается при инвестиционной оценке.

3. Логичным выглядит утверждение г-на Пригожина, что в наступающую эпоху будет увеличиваться роль отдельного человека - автора-реализатора идеи проекта, который должен быстро и правильно принимать решение в быстро меняющейся системе координат Интернета.

4. А среди конкурентных преимуществ какого-либо проекта в недалеком будущем будет все более возобладать удельный вес такого фактора как "креативность" при принятии решения по управлению проектом.

Что касается перспективности и эффективности начинания какого-либо Интернет-проекта, то у разных участников круглого стола выяснились разные подходы к решению данного проблемы.

По мнению Леонида Новомлинского ( eTopS Consulting), говорить об эффективности какого-либо online-проекта можно только в том случае, если у компании, желающей делать бизнес в Интернет, уже есть достаточно прочный и доходный бизнес в offline. Таким образом, возможности Интернет в данном случае используются как продолжение или добавление к традиционному бизнесу компании в offline. Г-н Трофимов, подтверждая данный тезис отметил, что по практике оценки Интернет-проектов - лучшие проекты в сфере B2B - это частичное перенаправление денежных потоков в Интернет.

Учитывая, что любой бизнес работает на удовлетворение потребности, а сам Интернет как таковой не создает потребности, таким образом он может быть использован в качестве дополнительного инструментария ведения бизнеса.

С другой стороны, по мнению Алексея Пригожина (A.Partners), это не отрицает возможность создания некой новой бизнес-модели, не основанной на offline-бизнесе, а на основе новой логики допускаемой Интернет.

Еще одна наблюдаемая тенденция - утрата актуальности классификации B2B, B2C или C2C. Теперь любой серьезный проект включает их как части общего бизнес-процесса.


С другой стороны, учитывая, что базовым показателем, характеризующим перспективность рынка электронной торговли, является количество пользователей сети Интернет, логичным выглядело выступление Ашота Арутюняна, зам. главы московского представительства OXIR Internet Solutions, Inc. (дочерняя структура Oxir Investments (США)). В своем докладе он представил динамику количественных и качественных показателей, характеризующих аудиторию пользователей Интернет в России и США.

Далее приводим некоторые данные из доклада:



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153