Разделы

Телеком Бизнес

Цифровая розница штурмует новые рубежи

За прошедшие месяцы 2006 года расстановка сил на рынке портативной цифровой электроники претерпела некоторые изменения. При этом тенденции, наметившиеся ранее, проявились более отчетливо.

Консолидация российского рынка цифрового ритейла продолжается, и в регионах остается все меньше независимых розничных сетей. Одновременно усиливается конкуренция, и арендная плата за торговые площади в "проходных" местах взлетела "до небес". Например, стоимость аренды в Новосибирске превышает 3 тыс. руб. за 1 кв. м. в месяц, а в некоторых случаях доходит до 7 тыс. Эти арендные ставки уже сопоставимы, а иногда даже и выше московских (до $180) и тем более петербургских (до $100) цен. Магазины цифровой электроники продолжают расширять ассортимент товаров и услуг, диверсифицируя тем самым свой бизнес. Это понятно: объем продаж сотовых телефонов – их основного товара – снижается, рентабельность падает, риски растут. Впрочем, в долларовом исчислении рынок мобильников в первом квартале все-таки вырос – россияне стали покупать еще более дорогие телефоны. И у них существенно возросла вероятность купить «белый» телефон, доля которых на рынке заметно выросла.

Кто есть кто

С большим отрывом от конкурентов продолжает лидировать «Евросеть». Оборот компании в первом квартале 2006 года составил $845 млн, что в 2,13 раза больше показателя аналогичного периода прошлого года. В январе-марте компания реализовала 2,3 млн сотовых телефонов, что на 47% больше, чем в первом квартале 2005 года. Продажи SIM-карт выросли на 64% до 3,4 млн. В первом квартале компания открыла 303 новых магазина, и на 1 апреля 2006 года была представлена 3414 салонами связи (в России, Украине, Казахстане, Белоруссии и Киргизии). К 5 июня общее число салонов «Евросети» возросло до 3719, из которых 509 находятся в СНГ. Компания продолжает занимать первую позицию во всех федеральных округах России.

Распределение магазинов портативной цифровой техники крупнейших розничных сетей по федеральным округам России, июнь 2006 г.

Компания / Федеральный округ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО Всего
Евросеть 1061 269 418 553 395 374 104 3210
Цифроград 213 188 89 240 274 95 5 1104
Связной 381 104 106 226 106 54 0 977
Dixis 166 176 149 185 72 139 19 906
Divizion 197 57 93 156 40 65 13 621
Бета Линк 191 37 37 82 35 16 0 398
Альт Телеком 199 0 0 21 0 0 0 220
Телефон.Ру* 5 46 21 91 22 11 14 210

*) по состоянию на конец I кв. 2006 г.
Источник: CNews Analytics, 2006

Франчайзинговой сети «Цифроград», которая к июню 2006 года открыла под своим брэндом более 1100 магазинов, удалось оттеснить группу компаний «Связной» (977 салонов). С другой стороны, «Связной» продолжает занимать второе место по совокупной выручке – в первом квартале 2006 года группе компаний удалось заработать $316 млн – в 1,8 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, «Цифроград» не сильно отстает по этому показателю от конкурента – около $300 млн в первом квартале. И если темпы роста доходов франчайзинговой сети сохранятся на сегодняшнем высоком уровне (более 90%), то «Цифроград» вполне может обойти «Связной», темпы роста выручки которого несколько ниже. Здесь, однако, следует учесть, что те сети, которые, в основном, предпочитают строить собственные салоны, а не заключать франчайзинговые договора с региональными партнерами, имеют, как правило, более устойчивое положение на рынке.

Выручка крупнейших российских розничных сетей по продаже портативной цифровой техники

 Выручка крупнейших российских розничных сетей по продаже портативной цифровой техники

*) Оценка CNews Analytics.
Источник: CNews Analytics, 2006

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

В пятерку лидеров по числу салонов входят также Dixis и Divizion, которые открыли в России к настоящему времени по 906 и 621 салонов соответственно. Каждая из компаний «Альт Телеком», «Ультра» и «Телефон.Ру» имеет более 200 салонов, почти в два раза проигрывая по этому показателю сети «Бета Линк». При этом сети «Бета Линк» и «Телефон.Ру» представлены почти во всех федеральных округах России, в то время как «Альт Телеком» ведет свой бизнес в основном в центральных регионах страны, и (в меньшей степени) в Поволжье. Выручка «Альт Телеком» выросла в первом квартале 2006 года на 25% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а оборот «Телефон.Ру» в первом квартале составил около $33 млн. «Телефон.Ру» продал в первом квартале 110,5 тыс. телефонов, на которые приходится 80% оборота; при этом доля продаж через интернет составила 11%. В тройке лидеров по величине доходов оказались «Евросеть», «Связной» и «Цифроград». Они же показали и самые высокие темпы роста на рынке.

Динамика роста числа магазинов крупнейших розничных сетей цифровой электроники в России в 2005-2006 гг.

Компания / Дата Июль 2005 г. Январь 2006 г. Июнь 2006 г. Рост с начала 2006 г., %
Евросеть 1709 2824 3210 14
Цифроград 358 696 1104 59
Связной 645 854 977 14
Dixis 404 680 906 33
Divizion 166 560 621 11
Бета Линк 179 349 398 14
Альт Телеком н.д. н.д. 220 н.д.
Ультра 160 190 212 12
Телефон.Ру* н.д. н.д. 210 н.д.

*) по состоянию на конец I кв. 2006 г.
Источник: CNews Analytics, 2006