Разделы

Телеком Интернет Беспроводная связь Инфраструктура Интернет-доступ

Спутниковые операторы идут в народ

Даже на небольшом удалении от крупных городов зачастую доступ к сети сопряжен с определенными трудностями. В качестве альтернативы существующим медленным и дорогим каналам пользователи могут подключиться к спутниковому интернету. О том, каким образом тарифы на доступ в интернет через спутник могут быть равны тарифам операторов широкополосного доступа, и как добиться максимальной эффективности работы спутникового интернета, CNews рассказали заместитель директора технического департамента Race Communications Михаил Шестаков и заместитель технического директора компании "Евроком" Роман Еремеев. Совместными усилиями компании недавно вывели на рынок услугу по симметричному и асимметричному спутниковому доступу к интернету StarBlazer.

CNews: Почему вы решили выйти на рынок конечных пользователей? Было ли это решение следствием каких-то внутренних предпосылок или результатом общей рыночной тенденции?

Михаил Шестаков: Безусловно, сейчас это достаточно общая тенденция. На корпоративном рынке, где давно и активно работают наши компании, услуги спутниковой связи хорошо востребованы. Но в то же время сейчас стал особенно заметен рост интереса к широкополосному доступу в интернет со стороны конечных пользователей. При этом предложение широкополосного доступа существенно отстает от спроса. Даже во многих крупных российских городах доступность и цены "наземного" широкополосного доступа делают спутниковые технологии вполне конкурентоспособными. Кстати, один из перспективных рынков для спутникового интернета — Подмосковье. Привыкнув к скоростному доступу в Москве, человек хочет иметь его, и выехав на дачу.

Роман Еремеев: Кроме чисто коммерческих аспектов, выход на рынок конечных пользователей обеспечили и необходимые технические предпосылки. Около полугода назад, мы перешли на технологию DVB-S2, которая позволяет примерно на тридцать процентов увеличить пропускную способность прямого канала. Стоит отметить, что у нас эта цифра получилась даже выше. Учитывая некий дефицит спутникового ресурса, который сейчас существует, - это очень перспективная вещь. Рано или поздно к ней придут все операторы. Мы изначально строили сети для корпоративных пользователей на оборудовании компании ViaSat с поддержкой DVB-S2. При переходе с DVB на DVB-S2 нам пришлось заменить буквально пару станций. Поэтому переход нам дался достаточно легко. В результате у нас появился дополнительный ресурс, который мы можем выделить для работы с конечными пользователями.

CNews: А насколько широка зона предоставления услуги в целом?

Михаил Шестаков: Услугу предоставления спутникового интернета Starblazer мы оказываем на спутнике Intelsat 904. Его высокие энергетические характеристики позволяют добиться уверенного приема во всей зоне покрытия даже при небольших диаметрах антенны. В зону покрытия входит вся европейская часть России, включая Урал. В принципе, здесь и находится большая часть наших потенциальных потребителей.

CNews: Говоря о выходе на рынок спутникового интернета для рядовых пользователей, стоит вспомнить, что европейская часть России находится в зоне покрытия ряда других операторов. Как вы оцениваете свою конкурентоспособность?

Михаил Шестаков: Здесь, пожалуй, имеет смысл упомянуть, что мы предоставляем пользователям два типа услуг: двусторонний или симметричный и несимметричный интернет. Эти услуги получили название Starblazer Direct и Starblazer Hybrid соответственно. В первом случае пользователь устанавливает спутниковую антенну, полноценное приемно-передающее устройство и терминал. Это позволяет обеспечить высокоскоростной и надежный доступ с хорошим качеством сервиса, с быстрой передачей трафика в обе стороны. Но у этого типа доступа есть ряд недостатков, первый из которых — дороговизна. Стоимость такого оборудования вместе со всеми работами по установке и настройке можно оценить ориентировочно в сто тысяч рублей. Второй момент — необходимость получения разрешения на установку радиопередающего оборудования. В результате услугу симметричного спутникового доступа в интернет обычно не рассматривают как массовую.

CNews: Существует какая-то возможность расширить сегмент пользователей симметричного доступа к интернету?

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

Михаил Шестаков: Да, мы предприняли ряд шагов, которые, как мы надеемся, позволят сделать эту услугу более востребованной. Так, например, у нас уже сейчас есть несколько инсталляций под эту услугу, которые построены по принципу коллективного подключения. Спутниковая станция устанавливается не у отдельного пользователя, а на целый дачный или коттеджный поселок. Внутри поселка организуется передача трафика при помощи современных технологий "последней мили" - xDSL, wi-fi и т.д. Оплата за установку станции доступа к StarBlazer Direct делится при этом между всеми абонентами в поселке и для одного пользователя оказывается вполне приемлемой. Трафик же, благодаря сертифицированной системе биллинга, использующейся при оказании услуг Starblazer, учитывается отдельно для каждого пользователя коллективного подключения.

CNews: Для кого предназначена услуга Starblazer Hybrid?

Михаил Шестаков: Услуга несимметричного доступа — это схема, которая позволяет получать входящий сигнал со спутника, а исходящий передает по любой другой доступной сети. Ориентирована она на тех, кто в основном получает данные из интернета – просматривает web-страницы, читает почту, скачивает фильмы, музыку и т.п. В процессе анализа рынка выяснилось, что такая услуга популярна даже в крупных городах и даже там, где уже есть операторы широкополосного наземного доступа.

Стоимость трафика при несимметричном спутниковом доступе в интернет оказывается сравнима с ценами "наземных" широкополосных подключений во многих городах России.

Импортозамещение SIEM: что важно учесть
Импортозамещение

Роман Еремеев: Стоимость трафика — важный момент. Оператор спутникового интернета StarBlazer — компания "Евроком" — предоставляет и услуги наземного доступа. У компании есть собственные оптические каналы до большинства крупных операторов интернета в Москве на разных площадках, есть соглашения об обмене трафиком со многими партнерами. Поэтому для нас цена интернет-трафика считается по межоператорским тарифам. До помещения, где стоит наш центральный узел спутниковой связи, идет собственная оптика. За счет этого мы можем предоставить гибкие тарифы конечному пользователю. Фактически, стоимость трафика интернет в сети StarBlazer определяется только ценой спутникового ресурса.